БЕЛЫЕ, КРАСНЫЕ – КТО ИХ РАЗБЕРЁТ… 

ИСТОРИИ СТРОКИ 

Об этих исторических событиях столетней давности – двух русских революциях 1917 года – сохранились противоречивые сведения. Очень много пустот и пробелов. Дают о себе знать идеологические предпочтения политиков всех мастей. 

ГОВОРЯТ ИСТОЧНИКИ 

В книге «Ялуторовск» директора музея Н.В. Зубарева, изданной в начале 1970-х годов в Средне- Уральском книжном издательстве, интересующая нас тема раскрывается в отдельной главе «Через две революции». Несмотря на определенный идеологический налет, этот источник позволяет составить хронологическую картину того, что происходило в Ялуторовске в 1917-1918 годах. 

«Весть о февральской буржуазно-демократической революции в Петербурге, о свержении монархии и создании Временного правительства докатилась до Ялуторовска в первых числах марта 1917 года. 

Сразу же был образован уездный Временный исполнительный комитет, а в половине марта – волостные комитеты. В составе их оказались эсеры, представители имущих классов. Председателем комитета и уездным комиссаром был избран эсер Иваницкий-Василенко. Исполнительными органами остались городская управа и городская Дума. 

В начале апреля в Ялуторовске возник и первый Совет рабочих и солдатских депутатов, в который вошло 32 человека. Его организатором стал ссыльный слесарь, активный сторонник Советской власти Станислав Петрович Гроховский. Энергичный, талантливый оратор, он пользовался в городе большим авторитетом. Совет занял позицию, враждебную по отношению к комитету. Политическая программа Совета была напечатана в ялуторовской газете «Народная воля» 27 апреля: «Совет рабочих и солдатских депутатов представляет организацию трудящегося люда и является защитником каждого рабочего человека…». Далее сообщалось, что при Совете учреждается бюро труда, куда «просят обращаться товарищей, ищущих работу». 

Формально в Ялуторовске был образован и Совет крестьянских депутатов. Но власть в нем захватили кулаки и эсеры. 

Чтобы склонить на свою сторону крестьянские массы, Гроховский выехал в Юргу, желая создать там Совет крестьянских депутатов. Но на сходке кулаки, почувствовав недоброе для себя, арестовали его и доставили в ялуторовскую тюрьму. Комитет, конечно, поспешил запереть Гроховского в камере. Большинство в совете составили меньшевики и эсеры. После ареста Гроховского Временный комитет сумел протащить председателем Совета своего ставленника – богача Юшкова…». 

Кулаки, меньшевики, эсеры – узнаем аргументацию красных? А что в противовес выдвигают белые? 

Ежедневник «Тобольская хроника», изданный в 2002 году в Вероне, рисует совершенно иную картину. Оказывается, 29 марта 1917 года в Ялуторовске состоялся съезд крестьянских уполномоченных, который выразил доверие Временному правительству. 

В результате противоборства основных политических сил в Ялуторовске установилось двоевластие. Весной 1917 года здесь действовали Ялуторовский уездный Исполнительный комитет во главе с уездным комиссаром А.А. Иваницким и Совет рабочих и солдатских депутатов под руководством политического ссыльного, рабочего С.П. Гроховского. 

В состав Президиума Ялуторовского уездного Исполнительного комитета вошли: Александр Алексеевич Иваницкий – председатель, секретарь Ялуторовского Союза кредитных и ссудо- сберегательных товариществ, Юрий Иванович Коос – кассир Ялуторовского отдела Московского общества сельского хозяйства, первый товарищ председателя, И.Е. Владимиров – второй товарищ председателя, член Ялуторовского Исполнительного комитета от Коркинской волости и др. 

Противостояние продолжалось, однако ни те, ни другие пока не применяли в качестве главного аргумента оружие. В Ялуторовске и по всему уезду шли собрания, митинги, съезды… 

3-4 июня 1917 года состоялся крестьянский съезд Ялуторовского уезда. В нем приняли участие около 600 делегатов. Съезд выразил полное доверие Временному правительству, высказался за продолжение войны, введение земства, отмену налогов, передачу земли тем, кто ее обрабатывает (после решения Учредительного собрания). 

22 августа 1917 года Ялуторовский уездный крестьянский съезд постановил на выборах в Учредительное собрание присоединиться к партии социалистов- революционеров. 

12 ноября 1917 года прошли первые всенародные выборы в Учредительное собрание, назначенные еще при Временном правительстве. В Ялуторовском уезде 81 процент избирателей проголосовал за партию эсеров, а в городе наибольшее количество голосов было отдано кадетам. 

26 декабря 1917 г. чрезвычайное уездное земское собрание в Ялуторовске высказалось против Советской власти и в поддержку Учредительного собрания. 

4 февраля 1918 г. местное управление внутренних дел сообщило о решении городской Думы, представителей учреждений и общественных организаций уезда не пропускать в столицу продовольственные грузы в знак протеста против разгона Учредительного собрания. 

Как видим, и в Ялуторовске, как и во всей Тобольской губернии, кипели нешуточные страсти. Девятый вал, вызванный Февральской революцией в Петрограде, прокатился по всей стране. Однако в каждой конкретной местности революция имела свою специфику. В непролетарском Ялуторовске, центре огромного крестьянского уезда, полем битвы стала земля. 

Н.В. Зубарев пишет: «В это время развернулась острая борьба вокруг аграрного вопроса. Местные власти, согласно указанию свыше, оттягивали решение этой проблемы, вызывая возмущение трудового крестьянства. Наконец, в мае-июне Временное правительство отдало распоряжение создавать особые земельные комитеты. 

Практических мер к решению земельного вопроса комитеты не принимали, и тогда крестьяне стали действовать сами. В уезде, как и по всей Сибири, они стали захватывать земли и угодья, принадлежащие монастырям и церквям, рубили казенный лес и т.д.». 

Случаи самозахвата земли подтверждает и официальная хроника тех лет. 

Вот, собственно, и все о событиях Февральской революции на Ялуторовской земле. 

В Сибирь шагнул Октябрь. Ударной силой большевиков, не имеющих за Уралом прочной социальной опоры, стали политические ссыльные и возвращающиеся с фронта солдаты, которые привыкли все спорные вопросы решать силой. Именно они составили основу Совета рабочих и солдатских депутатов. По их просьбе в конце февраля 1918 года отряд в полсотни сабель под командованием коммуниста Коимова прибыл из Омска в Ялуторовск и помог установить Советскую власть. Двоевластие закончилось. 

ЖЕРТВЫ ТЕРРОРА 

Как сложилась судьба активных деятелей Февраля и Октября на Ялуторовской земле? В основном, трагически. В числе жертв «белого террора» оказались комиссар по делам печати Вороненко, первый председатель Совдепа С.П. Гроховский, члены Совдепа П.И. Туранский, Ф.И. Неговский, Я.А. Ушаков и Демушкин, военный уездный комиссар А.С. Губин, петроградский рабочий Дмитриев… Имена некоторых из них можно увидеть на памятнике в центре мемориально-духовного комплекса, где покоятся также останки 270 неизвестных сторонников Советской власти. Белым памятники не ставили. И где их могилы, никто не знает. Это не по- христиански. 

Имя Гроховского носит сегодня одна из улиц нашего города. На городской карте была когда-то улица Ф.А. Масленникова, одного из активных организаторов установления Советской власти в Ялуторовске, но потом ее по непонятным причинам переименовали. Старые большевики решили, что у него мало заслуг перед городом. Так тоже не раз бывало в нашей истории. Ведь носила же улица Революции имя Сталина. С 1957 года одна из улиц Ялуторовска стала называться улицей С.П. Агеева, одного из руководителей уездных и губернских органов власти, репрессированного в 1937 году, когда он занимал должность председателя облисполкома Ивановской области. Неоднозначно сложилась судьба С.А. Комольцева, который, будучи председателем Тюменского губчека, был замечен в мародерстве – персональный вопрос в отношении него рассматривал президиум ВЧК. Первый руководитель партийной организации большевиков был отправлен в лагеря на принудительные работы. 

ВРЕМЯ ЛЕЧИТ… 

1917-й и 1918-й. Два года, которые потрясли Ялуторовск. Впереди – ожесточенные бои в междуречье Тобола и Ишима в 1919-м, братоубийственное крестьянского восстание 1921-го, разрушение Сретенского собора и Вознесенской церкви, строительство заводов первых пятилеток – сухого молока и лесопильного, большой террор 1937-го, титаническая работа на оборону в 1941-1945-м… Период Советской власти, по масштабам истории, был недолог и противоречив, а завершился он, как многие из нас помнят, «августовским путчем», роспуском КПСС, Беловежской пущей и развалом СССР. Советы в новой властной системе тоже оказались лишними. На мой взгляд, давать оценку этому периоду еще рано. Только Время способно расставить точки над «и». Объективно и беспристрастно. 

На очередном заседании оргкомитета по проведению 100-летия Октябрьской революции 1917 года, созданного по распоряжению Президента РФ Владимира Путина, было особо подчеркнуто, что основным лейтмотивом юбилея станет поиск общественного консенсуса, а также извлечение исторических уроков из событий столетней давности. Это особенно важно сейчас, когда по всему миру наблюдается экспорт «цветных революций», приносящих кровь, разруху, страдания. Обратите внимание: не «охота на ведьм», не шельмование идеологических противников, а создание платформы для национального согласия и примирения. 

НАПОМИНАНИЕ ИЗ ПРОШЛОГО 

В ноябре 2013 года тюменские СМИ разместили мою заметку о сенсационной находке строителей, приступивших к реставрации здания, которое было построено в 1912 году для размещения городских органов власти – Думы и управы. В советское время здесь, на углу улиц Ленина и Тюменской, длительное время находилась типография, позднее – цирковая студия «Романтик». Сегодня – многофункциональный центр по оказанию госуслуг. 

Приступив к демонтажу кровли, бригада ЗАО «Загрос» обнаружила на чердачном перекрытии лежащие в беспорядке и пожелтевшие от времени бумаги, припорошенные землей. Среди них документы Ялуторовского окружного суда, городового хозяйственного управления, городской Думы и управы, почтовой конторы. Появилась легенда, что в Ялуторовске нашли архив самого Колчака. Сенсационная находка передана в Ялуторовский музей. Почерк у писарей тех времен был образцовый, и даже в изрядно потрепанном виде некоторые экземпляры пригодны для научно-исследовательской работы, а отдельные документы могут пополнить коллекцию документальных источников музейного собрания. 

Немало вопросов у исследователей вызвали продовольственные карточки на сахар, где вес указан в фунтах, а напечатаны они дореволюционным шрифтом. Было высказано предположение, что они действовали либо в годы Первой мировой войны, либо в годы Гражданской, в тот период, когда в Ялуторовске стояли войска адмирала Колчака. 

Сегодня об этих карточках можно сказать более определенно: выпущены они, скорее всего, в 1917 году, поскольку нормирование продуктов в Сибири было введено при Временном правительстве. 

Вот такое напоминание из прошлого… 

НА СНИМКЕ: митинг 7 ноября 1919 г. в Ялуторовске. 

Павел БЕЛОГЛАЗОВ, член совета Тюменского регионального отделения Российского исторического общества 

/фото из фондов ЯМК/


33152