ВСЕ ЖАНРЫ, КРОМЕ СКУЧНОГО

ГАСТРОЛИ 

В Тюменском драматическом театре прошли гастроли Свердловского академического театра драмы. Впервые в новейшей истории столь масштабно и полноценно был представлен репертуар коллектива. В течение недели зрители могли увидеть классику и современные постановки. А где-то даже сделать сравнение.

Первый спектакль «Зойкина квартира» по произведению Михаила Булгакова. С одной стороны, это классика, но с другой, классика, показанная современным языком на стыке драмы и мюзикла. И все получилось очень органично, хотя никогда не думала, что Булгакова можно спеть. А по поводу сравнения – в Тюмени «Зойкина квартира» идет в «Ангажементе», есть своя версия и в Тобольске. 

Как превратить зачитанное до дыр произведение, ставленное бесконечное количество раз, в нечто свежее. Об этом знает лауреат Государственной премии режиссер Владимир Мирзоев. Его прочтение Островского эксцентрично, но имеет право на существование. «Доходное место» – срез современной жизни. А вот Адольф Шапиро в хрестоматийной истории «Отцы и дети» Тургенева вдруг увидел чеховские мотивы. Не столько конфликт двух поколений, громкий и бескомпромиссный, сколько определение своего места в жизни. Герои делятся сокровенными мыслями, а мы вправе их принимать или нет. А еще авторы инсценировки уверены, что не надо ходить в театр целыми классами, дабы закрыть пробелы в образовании. А лучше с родителями, а потом вместе обсудить. Но это, скорее, идеальный вариант. К тому же, как показывает практика, не всегда за классическим названием можно увидеть классическую постановку. Однако это право режиссера, его прочтение произведения. 

Вообще, спорить о том, каким должен быть театр – классическим или современным, можно до бесконечности. Свердловская драма старается быть разнообразной. Именно такой вывод напрашивается после гастролей. Возможно, поэтому в репертуар включили модный ныне жанр комедии положений. Спектакль «Тетки» по пьесе Александра Коровкина вобрал все черты этого направления. Оно явно нравится зрителям, но поначалу заставляет настораживаться ценителей. Потому что в комедии положений очень просто скатиться к пошлости. Такое встречается в антрепризах с самыми известными актерами. Здесь же удалось не преступить грань. 

И, наконец, «Филумена Мартурано» – истинная жемчужина гастрольной афиши. Действие разворачивается в послевоенной Италии. Хорошо устроился синьор Доменико, заполучивший одновременно любовницу, сиделку для престарелой матери и хранительницу домашнего очага. Все это Филумена. Только одного сделать он так и не сподобился – жениться на ней. А зачем, если и так все устраивает. Тем более что в Италии практически невозможно развестись. Все это длится не один год. Может быть, Филумена спустила бы обстоятельства на тормозах, если бы Доменико не стал заглядываться на молоденьких девушек. Ну что ж, отольются кошке мышкины слезки. Влюбленная женщина способна на многое, особенно когда на кону судьба ее детей. У них должно быть обеспеченное будущее. И тогда итальянка идет на хитрость – прикидывается умирающей, чтобы на смертном одре Доменико выполнил ее последнюю просьбу. 

В течение двух часов зрители наблюдают за темпераментными разборками двух героев. Такое чувство, что мы попали в Италию. Никто не хочет уступать. Но желания женщины угодны богу. 

НА СНИМКАХ: сцены из спектаклей. 

Юлия КОНКИНА 

Юрий ХОЗЯИНОВ /фото/ 

 

 


33083