СТРАННИКИ И ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ 

МИР НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ 

Легкие на подъем, неустанные в работе, неуемные в празднестве и веселье, а еще упорные в достижении цели, целеустремленные – так, в общем-то, характеризуют тех, кто называет себя чувашами. В нашем регионе представители этой национальности живут в Тюменском, Исетском, Аромашевском, Нижнетавдинском, Заводоуковском, Ярковском и других регионах. А еще места их компактных поселений – в Самарской, Ульяновской областях, в Татарии, Башкирии, Красноярском крае… Всего в России по статистике насчитывается около двух миллионов представителей этноса, более половины находится за пределами Чувашской Республики. 

В ПОИСКАХ ЛУЧШЕЙ ЖИЗНИ 

Впервые они стали перебираться в Сибирь четыре века назад. Известно, например, что после «визита» хана Кучума в Казань обратно с ним сюда пришли и служивые чуваши. Ну, а Столыпинская аграрная реформа 1907 года подвигла отправиться в Тобольскую, Томскую и Енисейскую губернии многие тысячи выходцев с Волги. В ходе переселенческой волны в поисках лучшей жизни они уезжали целыми семействами по специальным путевкам, а обосновавшись на новом месте, как правило, давали ему название своей исторической родины. 

Например, в нашем Нижнетавдинском районе село Канаш – тезка одноименного райцентра в современной Чувашии. А тогда, 90 лет назад, земельный отдел Велижанской волости выделил чувашам-переселенцам территорию нынешнего Канашского поселения, где был образован хутор Феклистиха, в котором, как свидетельствуют историки и старожилы, была всего одна рубленая баня на всех да… русская печь в чьей-то избе. Правда, самих-то переселенцев было всего несколько семей – Мартышкины, Сергеевы, Кушниковы, Максимовы. Вскоре деревеньку переименовали в Чувашский выселок. И, конечно, чтобы стать крепким хозяином, вновь прибывшему следовало не только подготовить свой земельный надел под пашню, но и построить усадьбу, купить лошадь, корову, плуг, семена… Кстати, взаимопомощь творила чудеса: переселенцу ладили избу всем миром – за один день, а вечером уже справляли новоселье. И так – день за днём. Глядишь, уже целая улица выстроена, а там – и целая деревня. Неудивительно, что уже через несколько лет люди, благодаря своему трудолюбию, вставали на ноги, создавали вполне зажиточные колхозы. 

ПЕСНЬ ЧУВАШСКОГО ЗЕМЛЕДЕЛЬЦА 

Они привозили с насиженных мест в Сибирь и многовековой свой уклад – традиции, культуру, бытовое обустройство. Один из сезонных летних праздников чувашей – Акатуй, который отмечают после окончания весенне-полевых работ и перед началом долгой летней земледельческой поры. 

Акатуй в переводе с чувашского звучит весьма поэтично – «Свадьба плуга и земли». В нынешней версии торжества от устоявшихся норм и правил, от глубинного смысла ритуала не отступишь ни на йоту. Народные праздники тем и хороши, что в них со скрупулёзностью необычайной соблюдается всё и вся – точь-в-точь как деды и прадеды их проводили. И Акатуй в этом смысле, пожалуй, наиболее показателен. Лирико-романтическое словосочетание в названии древнейшего земледельческого празднества лишь передаёт трепетное отношение человека к земле, любовь к ней и радость от общения с ней. Об этом говорит и вся символика и, если хотите, «режиссура» действа, дошедшие до нас из глубокой старины. 

Обычно готовились загодя – по улицам верхом на лошадях гарцевали юноши и заблаговременно собирали призы для награждения лучших хлебопашцев. Каждый дом жертвовал на праздник какую-либо вещицу: кусок ткани, полотенце, платки… Богатые же иногда давали денег на покупку барана. Во время самого действа его участники выходили нарядные, во всем праздничном, украшали ленточками и домашних животных – быка или лошадь. Деревенские красавицы проводили ритуальную борозду вокруг деревни. Плугом правил мужчина, а девушки, распоясавшись и распустив косы, лишь прикасались к плугу, имитируя вспашку. К празднику заранее варили пиво, готовили съестные припасы, красили яйца. Затем созывали родственников и соседей, накрывали богатый стол. Во главу его ставили алтар (деревянную братину) с пивом, а на середину на специально вышитом полотенце – блюдо с караваем хлеба и кругом сыра. Как только назначенный хозяином старец подносил всем пиво и хлеб с сыром, все дружно запевали старинную песню «Сев и пашня – вековечное дело наше». Приступая к молению, выпрашивали у Бога здоровье, обильный урожай и прибыль скота. После молитвы начинался пир горой – раньше праздник продолжался целую неделю. Поэтому молодежь (да и взрослые) успевали погулять в нескольких деревнях – и в своей, и в соседних. Веселье сопровождалось песенными хороводами, плясками, всевозможными играми и продолжалось до самого вечера. Торжество традиционно изобилует блюдами национальной кухни – непременно вкусными дрожжевыми блинами «икерч», традиционным пирогом с мясом и картошкой «хуплу», многими другими яствами. В Тюмени на празднике выступают фольклорные коллективы и солисты, а вместе с ними поет и пляшет весь честной народ. 

Особенно выделяется в парадах национальной одежды традиционный наряд чувашских женщин. Это расшитые узором костюмы – бело-красные платья, красивые разноцветные сарафаны и белые блузки, плюс оригинальный головной убор – шлемообразные шапочки, украшенные монетами. И это неспроста: в стародавние времена представительницы прекрасного пола наряду с мужчинами вставали на защиту своих домов и земель от непрошеных гостей. А монеты одновременно украшали и защищали головы воительниц от вражеских стрел… 

НОСТАЛЬГИЯ И ДУХОВНАЯ ЖАЖДА 

Исследователи-фольклористы утверждают: в каждом таком празднике заложена концентрация духовных сил людей, жаждущих встречи со своей национальной культурой. Несмотря на то, что здесь, вдали от волжских берегов, во многих семьях уже почти не общаются на родном языке, всё- таки остаётся ностальгия, жажда встречи с той малой родиной, где родились и жили твои предки. Людям свойственно тянуться к своим истокам – это насущная необходимость, идущая из глубин национального подсознания. 

Если говорить о взаимосвязи судеб и культур наших народов, то вполне уместно вспомнить, что письменность у чувашей появилась в 1871 году – на основе русской графики. Ежегодно в день рождения Ивана Яковлева, создателя чувашского алфавита, букваря, в Поволжье проводится День родного языка. Тюменские чуваши, кроме прочего, помнят и мудрое изречение своего национального просветителя Яковлева, завещавшего единоплеменникам более столетия назад: «Будьте дружны между собой, избегайте мелких счетов и распрей, помните о великом завете Спасителя: твердо надейтесь на жизненную силу уступчивости и снисхождения». 

Тодор ВОИНСКИЙ /фото автора/ 


33077