ИЗ КНИГИ НА ЭКРАН
С чего все началось? Уж точно не с этого фильма 2015 года выпуска. Неужели с литературного первоисточника – фэнтезийного романа "Ритуал", написанного Мариной и Сергеем Дяченко в далеком 1996 году? Еще можно вспомнить Урсулу Ле Гуин, Барбару Хэмбли и Евгения Шварца, сказки, эпосы и мифы, в которых дуализм "человек- дракон" раскрыт сполна.
Но мифам – тысячи лет, а мода на современные фантазии о трудной, но обязательно счастливой любви девушки и дракона, способного превращаться в человека, нахлынула на наши берега всего несколько лет назад. Фильм оказался на гребне этой волны и поднял ее еще выше (таково свойство кинематографа), а потом схлынул и забылся. Битвы сторонников и противников картины Индара Джендубаева отгремели, в наушниках поклонниц отзвучали песни из саундтрека, жизнь покатилась дальше, через вампирские сумерки и ночные терзания оборотней из волчьих и кошачьих кланов. Но внезапно землю вновь накрыла тень огромных крыльев, и в небеса изверглось пламя... С большого экрана на телевизионный пришел он. "Он – дракон".
Пришел со всеми символами, смыслами, глубинными страхами, которые от начала истории вобрал в себя образ фантастического монстра, и главный из них – страх человека перед самим собой, перед драконом внутри. Страх можно победить, дракона – обуздать и приручить. Но это если он на виду, а не прячет когти и чешую под личиной прекрасного витязя... Противоборство между человеком и чудовищем составляет стержень и книги, и фильма. Но если в Армане, последнем драконе, под влиянием новых для него чувств крепнет как раз человеческое, и за это человеческое он отчаянно борется, то в Игоре, женихе героини, то и дело приоткрывается червоточина, чтобы под конец явить себя в полную силу – копьем в руке и мстительным порывом: если не мне, значит, никому! Этот перевертыш, когда чудовище становится человеком, а человек оборачивается чудовищем, в книге представлен еще явственней. Но в книге всегда можно сказать больше.
За вычетом основного конфликта, от романа в фильме осталось немногое – имя Арман, благородный жест дракона, отпустившего пленницу навстречу обманчивому человеческому счастью, смертельный драконий ритуал. И, пожалуй, все. Остальное – вечные темы. Похищение дочери монарха, симпатия жертвы к своему пленителю, опасному, привлекательному и несчастному, пробуждение взаимных чувств... "Красавица и чудовище" или стокгольмский синдром? Все сразу. Целое столпотворение бродячих сюжетов и базовых архетипов, которые и делают любой творческий продукт по-настоящему популярным. В эту копилку создатели фильма немало добавили от себя, перенеся действие в условный древнеславянский мир вечной зимы и превратив некрасивую принцессу Юту в хорошенькую княжну Мирославу. Причем дракон уносит ее не с обычного карнавала, а со свадьбы – как Черномор Людмилу, да еще и под ритуальную песню, которой в старые недобрые времена зверя призывали за жертвой...
В свадебном облачении актриса Мария Поезжаева смотрится органично, но на драконьем острове, избавившись от косы и длинного подола, превращается в очень современную девчонку с голыми коленками, волосами до плеч и полным отсутствием стеснения – ей бы шортики, рюкзачок с подвесками в виде сердечек и мобильный телефон: "Але, папа! Ты не волнуйся, у меня все оки-поки. Сейчас пожму дракону лапу и домой..." Хотя это и не вина актрисы – такой образ ей создали. Кстати, Поезжаева старше, чем кажется – на момент выхода фильма ей было 26 лет. А драконочеловек Арман (артист Матвей Лыков) выглядит как манекенщик на экзотической пляжной фотосессии: море, песок, обнаженный торс, демонический имидж – в черно-белом варианте смотрелось бы шикарно... И ведь Лыков на самом деле (!) топ-модель, звезда подиума с эксклюзивным контрактом от модного дома Гуччи. Правда, из актерской семьи и с парижским кинообразованием.
Вроде бы ничего от фильма не ждешь (отечественное фэнтези – вы серьезно?), но смотришь и понимаешь, что в целом происходящее... не раздражает. Разве что романтические эпизоды на райском острове, в брызгах, цветочных лепестках, ярких тканях, неуклюжих трудах по обустройству жилища для Мирославы, естественно, под музыку и песни, идут уж слишком подряд и слишком долго. Невольно подозреваешь, что авторы не знали, чем занять время. Хотя за бортом осталось и много книжного, и в своем, оригинальном, было, что дополнить и развить. Не стали. Может, и правильно, что не стали. Сюжет вышел простым и четким, а углубляться в судьбы второстепенных персонажей – мешать основной линии. В какой-то момент ловишь себя на том, что и Арман, и Мирослава получились именно такими, какими надо, и за драмой их отношений следишь уже без затаенной усмешки...
А потом наступает хэппи-энд. Было бы странно, если бы для такой истории не нашлось счастливого конца, в котором дракон укротил свою кровожадную природу, но не утратил крыльев. И вот парит могучий Арман в потоках ветров, неся на себе красавицу- княжну, а дома, на острове, ждет маленький кудрявый человечек (дракончик?), чтобы еще раз послушать сказку о том, как встретились мама и папа.
Кира КАЛИНИНА