НАМ ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА 

РЯДОМ С НАМИ 

Тюменец Леонид Николаевич Казанцев занимается общественной работой не для славы и карьеры, а для души. Он – участник трудового фронта, за плечами ветерана – 87 лет, а его энергии и жизнелюбию могут позавидовать молодые. 

НЕРАВНОДУШНЫЙ ЧЕЛОВЕК 

Мы идем с ним по асфальтированной дорожке, которую могла «съесть» автостоянка. Но тут вовремя вмешался неутомимый Казанцев. Написал письмо в Управу, и «дорожку эту на Широтной организовали». 

Чего греха таить, многие пройдут мимо, приметив непорядок на улице. Кто-то чертыхнется, мол, куда смотрят коммунальщики? Леонид Николаевич не таков: «Я р-раз и в памяти фиксирую несуразицу. Когда был в ТОС, с участием телевидения 50 колодцев закрыли. Когда организовалась Управа Восточного округа, еще успел 10 колодцев закрыть», – написал он в своем отчете. 

Телефоны руководителей Восточного административного округа и разных городских служб Казанцев знает наизусть. 

– Как это у вас получается добиваться решения проблем? – спрашиваю. 

– Надо звонить, ходить, напоминать, не сдаваться! – отвечает бодро. 

Опыт общественной работы у него большой: в советское время был активистом по профсоюзной линии и наставником молодежи на моторном заводе. Кстати, среди тюменских предприятий по наставничеству завод считался одним из лучших. 

Тогда было принято активистов, победителей в социалистическом соревновании награждать почетными грамотами. На одном красивом бланке с портретом В.И. Ленина напечатано: «Казанцеву Леониду Николаевичу за большой вклад в дело развития наставничества и активное участие в коммунистическом воспитании молодежи». 

По традиции тех доблестных лет на заводе был оформлен стенд с фотографиями работников, на которых следовало равняться. Однажды он случайно услышал разговор двух женщин: «Гляди-ка, портрет Казанцева», – говорит одна. – «Так он партийный, – отвечает другая, – вот и на доске». 

– А я в партии не был и не рвался туда, – признается Леонид Николаевич. – Я ж карьеру не делал. Просто работал. В 1968 году 37-й цех строил, тогда только стены стояли. Мы кровлей занимались, сварочными работами… 

Директором тогда был Владимир Яковлевич Хуторянский. Образованный, толковый. Как руководитель – отличный. 

В 70-м от завода дали мне квартиру на улице Фабричной. Все хорошо. Живу, радуюсь… Вдруг на участке между Заводской и Фабричной какая-то организация стройку развела: не проехать – не пройти. Все завалили. Подхожу к рабочему: «Как вы думаете, это приятно?». Он отмахивается: «Мы-то что? Команду дадут – уберем». Думаю, как бы мне телефон их главного узнать? Иду к мастеру: «К вам хочет устроиться на работу один человек. Подскажите мне, пожалуйста, телефон директора». Удачная придумка получилась! 

Я скорей домой, набираю номер директора: «Так, мол, и так. Уполномочен от имени жильцов на Фабричной. Соберу мир: мы, жители домов, за руки возьмемся, попробуйте привезти кирпич! Уберите это безобразие!». Через час технику пригнали, все выгребли, вычистили… 

Встретил я как-то своих знакомых с той самой Фабричной, а они: «Ты почему нас покинул? Чем занимаешься?». Отвечаю: «В 84-м вышел на пенсию, стал участвовать в работе Совета ветеранов. Забот много, одним словом не расскажешь…». 

ИМЯ ГЕРОЯ В ИСТОРИИ ГОРОДА 

Большое дело сделал Леонид Казанцев для Тюмени и тюменцев. Раньше в автобусах № 13, 14, 17 остановки объявляли: «Улица Гнаровской, улица Федорова»... Кто эти люди? Леонид Николаевич спрашивал и пожилых, и молодых. Многие не знали. 

И тогда он как представитель ТОС местного микрорайона стал хлопотать, чтобы патриотично, а не банально-формально звучали имена. В письме, адресованном замглавы Тюмени А.В. Голоусу, написал: «По-моему, наша милая Россия не разорится, если сделать запись на пленку. При современной технике это элементарно. Предлагаю объявлять: Остановка имени Героя Советского Союза Николая Федорова. Остановка имени Героя Советского Союза Валерии Гнаровской. Если вы решите данный вопрос, это будет великая помощь в воспитании молодых». 

В 2006 году этот вопрос решился положительно. 

– Мне посчастливилось познакомиться с Федоровым. Он работал в отделе кадров на моторном заводе, – вспоминает мой собеседник. – Все знали: войну прошел человек. Не кичился, что Герой Советского Союза. Николай Григорьевич был немногословным. До моторного возглавлял городской военкомат в Тюмени. 

А познакомился я с ним вот при каких обстоятельствах. Парни у нас пропали, не приходят на работу и – баста. Я их разыскал, привожу к Федорову. Он коротко с ними поговорил, умел под шкуру залезть! После этой беседы пропусков не было. Отлично парни работали. 

Сегодня в Тюмени в его честь названа улица, установлены мемориальные доски. И все бы хорошо, но… Стену девятиэтажки по улице Николая Федорова, где висела доска, хулиганы испещрили надписями, еще какую-то бочку там поставили. Мусор, бутылки валяются. Все это безобразно выглядело неуважением к памяти Героя. Разве можно было с этим мириться? Я в Управу писал, хлопотал: «Как мы молодежь воспитываем? Мне в ответ: «Ну, понимаете, дети есть дети, они стену разрисовали». Я: «По-моему, дети рисуют потому, что доска висит не там, где ей следует быть. Надо перенести ее на благородное здание!». 

В течение двух лет вопрос решался. Сейчас памятная доска – на фасаде дома, расположенного на углу улиц Федорова–Логунова. Красиво сделали. 

На Геологоразведчиков, 1 тоже есть мемориальная доска, в том доме жил Федоров. Время бежит, несколько букв в надписи потускнели, надо их подправить. Опять – забота. 

– В Тюмени сложилась хорошая традиция награждать людей за заслуги в военно-патриотическом воспитании молодежи, – продолжает Л. Казанцев. – Учреждены дипломы Героев. Николая Федорова почему-то среди них нет? В 2010 году занялся этим вопросом, пришлось походить, побегать. Фотографию долго искал, всех на дыбы поднял: и моторный завод, и облвоенкомат. Нашли! 

3 мая 2012 года в ОАО «Тюменские моторостроители» состоялась презентация диплома имени Федорова. Зрительный зал был полон. Присутствовали представители облвоенкомата, почетный радист Аркадий Низамов, поэт Загит Акбуляков – они активно поддержали идею учреждения диплома. В торжественной обстановке наградили заслуженных рабочих моторного завода. Диплом №1 передали на вечное хранение в музей трудовой славы завода. Его посетили внук Николая Григорьевича – Михаил Юрьевич Федоров и правнучка – школьница Соня. 

В 2013 году неутомимый Казанцев выступил с новой инициативой: предложил установить в Сквере журналистов бюст Н. Федорова. Но выбранное для этого место занимал мини-маркет. Чтобы решить этот непростой вопрос, ветеран побывал на приеме у мэра Тюмени А. Моора. Александр Викторович тут же вмешался в ситуацию – киоск убрали. Сейчас бюст находится в работе у известного тюменского архитектора Андрея Табанакова. 

70-летие Победы стало особо памятным для ветерана Казанцева. В реконструированном сквере у школы №66 вместе с участниками Великой Отечественной войны он высаживал деревья. «Хорошо растут, сердце радуется!», – улыбается Леонид Николаевич. 

«ДЕТСКИЙ ТРУД ПОМОГАЕТ БИТЬ ВРАГА!» 

О военных годах ему тяжело вспоминать. 22 июня уехал воевать его родной дядя Петр Сергеевич Казанцев. Следом ушел на фронт любимый дядя Миша. Был он разведчиком минроты, погиб в районе Старой Руссы. Сродный брат, летчик Василий Федорович Казанцев, вернулся с фронта – радость великая! Но вскоре трагически погиб: самолет попал в грозовое облако. 

Перед началом войны маленький Леня Казанцев остался сиротой. Жил в деревне Красный Яр, что в 50 км от Омска. Помогал пасти колхозных лошадей. Умные животные чувствовали доброту, слушались мальчишку. Он, кстати, стал прекрасным наездником. 

– Весть о войне по деревне разнеслась быстро. Нам велели табун пригнать. Пригнали. А двое военных определяли: эта пойдет в обоз, эта – в конницу…Клеймо лошадке ставили на холку и забирали, которые похуже – оставляли для колхоза. Мужики между собой тихо переговаривались: «Война… Нас и их на бойню отправляют…». 

В деревне организовали детский дом. Привезли ребятишек, эвакуированных с западных территорий Советского Союза, поселили в большом особняке. Отопление печное, дрова нужны. Мне поручили возить топливо, сено и солому для лошадей да коровушек. 

Однажды поехал я в лес за дровами. Рублю, таскаю, складываю. Увязал и потихонечку давай трогаться. Подъем на дорогу был крутой, и сани покатились назад… Хорошо, что я вожжи держал, сани эти меня бы задавили… Еду дальше. Время позднее, зима. Вижу, пять волков стоят! Главное, думаю, не останавливаться. Полозья скрипят, лошади фыркают. Топор держу наготове. Вдруг волчица перебегает на другую строну. Выстроились серые в ряд... Я проезжаю мимо, дальше, дальше… Оглядываюсь, нет волков! Наверное, они были сытые. Повезло мне… 

Ребятишки детдомовские услышали скрип, выбежали дрова разгружать. Лошадки мои молодцы, не подвели. 

Школу после третьего класса бросил, работал в колхозе. Наша бригада – пять мальчиков. Мы и пахали, и сеяли. В колхозе варево какое сделают, чтобы досыта набить «мешки», вот и хорошо. Наш детский труд помогал бить врага! Это нас сильно ободряло и воодушевляло. Некогда было книжки читать. Письмо с фронта придет, его читали-перечитывали. 

9 мая 45-го наша бригада пахала родную земельку. Смотрим, всадник скачет. Около нас спрыгнул с воронка и громко-громко закричал: «Война, война закончилась!». Радость-то какая! Казалось, вся природа ликует. 

После войны – снова посевная, сенокос, уборка. А далее – служба в пограничных войсках на Дальнем Востоке. Моя корабельная профессия – моторист – «сердце корабля». Освоил водолазное дело и азбуку Морзе. Четыре года пролетели незаметно». 

В 1954 году Казанцев вернулся в родные края. В Омске окончил вечернюю школу. Потом счастливая женитьба, работа, рождение сына Сергея, который стал пилотом гражданской авиации. 

В Тюмень Леонид Николаевич приехал 15 апреля 1968 года. Спустя три дня устроился на моторный завод, и всю жизнь связал с этим предприятием. Полюбил Тюмень всей душой. Для нее и старается. 

О его успехах в труде и общественной работе свидетельствует множество наград: медаль «Ветерана пограничных войск СССР», медали в честь 50, 60, 65, 70-летия Великой Победы, благодарности, грамоты, дипломы. 

Смотришь на «времени знаки» и отчетливо понимаешь, это – целая история, и человек в ней – активный участник… 

НА СНИМКЕ: Л.Н. Казанцев. 

Елена ДУБОВСКАЯ /фото автора/ 


33004