ЛИНИЯ ЗВУКА, ЛИНИЯ МЫСЛИ 

ВЫСТАВКА 

Всем известен писательский девиз "Ни дня без строчки". Но мало кто знает, что происходит он от латинского изречения nulla dies sine linea. Буквально это означает "ни дня без линии" или "ни дня без штриха". 

Так древний римлянин Плиний Старший сформулировал творческий принцип греческого живописца Апеллеса, который каждый день находил хоть немного времени для работы. Этому же правилу старается следовать молодой тюменский художник Константин Росляков. Свою первую персональную выставку в информационно-библиотечном центре ТюмГУ он так и назвал – "Ни дня без линии". 

При этом линия для Константина не метафора, а главное изобразительное средство. Все его произведения, и живописные, и графические созданы сочетаниями повторяющихся кривых. Узоры на подушечках пальцев, рябь волн, годовые кольца на срезе дерева, прожилки на листьях – мир вокруг полон извилистых линий. Это подметили еще первобытные люди и научились создавать рисунки из линий, наделяя их тайным смыслом, который пытаются разгадать ученые наших дней. "Для них это было изображение души, того, что нельзя увидеть, ощутить физически, – объясняет художник. – Археологи называют эти линии неолитическими макаронами". Современное искусство с удовольствием обращается к архаике, но каждый художник находит в древних формах и символах что-то свое. "Я пришел к этому от того, что мне захотелось изобразить движение. В первую очередь движение звука. И ничего более банального я не придумал, чем изобразить его повторяющимися линиями". 

В детстве магией звука Константина дразнила радиовышка, расположенная недалеко от дома. Он воображал, что из этого места на весь мир транслируются мысли, чувства, воспоминания. А позже представил себе людей, окруженных зыбью волн, невидимых обычному глазу. На первый взгляд, эти люди кажутся инопланетными существами, а окружающий их мир – внеземным пейзажем. Но присмотришься: вот веранда, на веранде патефон и двое в креслах, он и она, у нее в руках вязание. Вот бабочка, вот линия электропередачи, поле, здания, облака. Константин изображает реальность, но на свой фантазийный и аллегорический лад. Из линий свит дом тихой жизни, и полдень Пана, и звук ветра, проходящий сквозь ветви и листья деревьев... Леса похожи на поля водорослей, в человечках есть что-то и от наскальной живописи, и от детских рисунков, и просто некая детскость, неоформленность сама по себе... 

А еще он изображает идеи. Ломает перспективу, порой вовсе от нее отказывается или добивается аналогичного эффекта иными средствами – например, выстраивая друг за другом ряды волн. Многоярусные волны повторяющихся линий создают ощущение глубины. "Для меня это попытка изобразить суть перспективы. Не саму перспективу, а ее идею. Идею леса, идею большого и маленького... Того, кто (что) выше, значительней, крупнее и того, кто (что) меньше. "И большой, и маленький бывает по-своему счастлив и несчастен. Тот, на ком лежит большая ответственность, страдает сильнее, у того, кто меньше, тоже есть ответственность, но он во многом чист, открыт, и любовь к простому у него больше..." 

По образованию Константин искусствовед и преподает историю искусств и историю орнамента в институте культуры. Год проработал в музее изобразительных искусств хранителем коллекции советской скульптуры. "Я начинал с реалистичной живописи, пытался срисовывать, но быстро это перескочил, мне самому неинтересно стало. Все же происходит в мыслях, в воображении. Смотришь на объект и видишь его не в реалистичном виде, а в переосмысленном. Занятие искусствоведением расширяет понятие об искусстве – как его делать, что правильно видеть. Работа хранителем тоже научила на многие вещи обращать внимание". 

Как искусствовед он не испытывает затруднений с определением своего стиля, считая себя отчасти примитивистом, отчасти минималистом. Впрочем, в минимализме больше геометрии, математической логики, Константин же дает линии полную свободу. Иногда в его черно-белом мире встречаются вкрапления цвета. Но чаще художник старается передать краски реального мира с помощью линий – их толщины и частоты. Свои творческие занятия работой не считает: "Это больше на жизнь похоже... Это то, чем я бы хотел заниматься всегда". Но на большие живописные произведения не хватает времени. Приходится делать камерные – графические. Зато каждый вечер минимум по одному. 

В информационно-библиотеч- ном центре демонстрируется лишь малая часть работ Константина Рослякова. Гораздо больше живописи и графики можно увидеть в Интернете. У художника есть свой сайт и группа nonpandora's в социальной сети ВКонтакте. 

Выставка "Ни дня без линии" представлена в рамках экспозиционной программы музея изобразительных искусств, закрытого еще зимой. Заведующая музеем Вера Коваленко пообещала и дальше знакомить горожан с творчеством молодых тюменских художников. 

Кира КАЛИНИНА /фото автора/ 

 


32938