ДОРОГОЙ НАШ ЧЕЛОВЕК

НЕГАСНУЩИЕ ЗВЕЗДЫ 

Когда уходят любимые артисты, всегда печально. Когда уходят актеры такого масштаба – это уже настоящая трагедия и для искусства, и для нас, зрителей. Говорят, незаменимых нет. Но вряд ли кто в ближайшее время может занять его нишу. Такое просто невозможно. И мы еще долго будем вглядываться в экран, чтобы понять ту магию, которую нес народный артист СССР Алексей Баталов. 

Он из тех, кого называют актером на все времена. Его роли и сегодня вызывают трепет и восторг. Они не устаревают и для нового поколения. Во всяком случае, хочется надеяться. Лично я всегда с удовольствием пересматриваю ленты «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой». Не говоря уже о культовой картине «Москва слезам не верит», где все реплики героя Баталова Гоши давно разошлись на цитаты. 

Вообще, творческая судьба Алексея Владимировича сложилась очень счастливо. Кто еще может похвастаться таким мировым признанием. Фильм «Летят журавли», где он исполнил роль Бориса, получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля, кстати, единственную в истории отечественного кино. «Москва слезам не верит» заработала «Оскар». О Баталове в своих мемуарах писал легендарный французский режиссер Клод Лелуш («Мужчина и женщина»). О нем восторженно отзывался культовый Квентин Тарантино, в подробностях помнивший все эпизоды из фильма «Москва слезам не верит», хотя посмотрел его еще в юности, когда работал в салоне видеопроката. 

Алексей Баталов всегда тщательно выбирал роли, никогда не играл негодяев. В современном кино не находил для себя интересного материала, а размениваться на сериалы не считал нужным. Но свободного времени у него не было – Баталов много лет преподавал во ВГИКе, студенты его просто обожали. Он вырастил целую плеяду учеников. И хотя он не любил сериалы, его жизнь потянула бы на отличный сюжет. Сын актеров МХАТа, он вырос практически на задворках театра, к ним запросто заходили самые известные актеры того времени. Когда мама вышла замуж за Виктора Ардова, они переехали в знаменитый дом в Ордынке, где собиралась творческая интеллигенция. Туда приходили Пастернак, Зощенко и Булгаков. У них останавливалась Анна Ахматова, занималась с маленьким Алешей. Такое окружение не могло не повлиять на формирование нравственных качеств Баталова. Настоящий интеллигент, он всегда старался поступать по совести. О нем никто не может сказать ничего дурного, а это в актерской среде большая редкость. У него не было сиюминутных, проходных ролей, и каждая вошла в историю. Как и сам Баталов – в историю кино. 

Юлия КОНКИНА 


32936