КРУПНЫМ ПЛАНОМ
Утром 23 июня 2013 года СМИ Гонконга сообщили, что экс-сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден вылетел в Москву. Бывшему сотруднику Агентства национальной безопасности (АНБ) и ЦРУ инкриминируют шпионаж и кражу госсобственности. Американские власти потребовали задержать беглеца, разгласившего сведения о тотальной слежке этих служб за интернет-пользователями. Спасаясь от жестокой расправы своих хозяев, он меняет одну страну на другую. В конце концов Сноуден оказался в транзитной зоне аэропорта Шереметьево, хотя российской границы формально не пересекал.
КТО ВЫ, МИСТЕР СНОУДЕН?
Помимо России, запрос о предоставлении политического убежища от его имени получили ещё 18 стран. Положительный ответ дали только Боливия, Куба, Венесуэла и Никарагуа. Китай даже отказался комментировать просьбу американца. 1 июля В. Путин объявил, что Сноуден сможет оставаться в России. Кстати, граждане США не считают Сноудена предателем родины. Опрос показал: только 33% респондентов уверены, что он предал национальные интересы, тогда как 55% относятся к нему более лояльно.
Тем временем в судьбе Эдварда появилась романтическая нотка. Он получил неожиданное предложение от русской коллеги – бывшей сотрудницы наших спецслужб Анны Чапман, рассекреченной вместе с рядом других российских агентов в США в 2010 г. Русская Мата Хари предложила ему заключить брак. На что Эдвард откликнулся: «Я бы женился на Чапман несмотря ни на что. Господи, только посмотрите на неё!».
БЕСЕДА Э.СНОУДЕНА С А.КУЧЕРЕНОЙ
...Возможность побеседовать с опальным американцем была предоставлена нашему известному адвокату Анатолию Кучерене. Разговор проходил в «Бункере А» на глубине 30 м в уютной «комнате отдыха» с диваном, несколькими стульями, бильярдным столом, плоским телевизором. Читателю, наверное, будет небезынтересно узнать подробнее об этом убежище. История его возникновения тесно связана Н.С.Хрущевым. В свое время, поражённый масштабами лондонского аэропорта Хитроу, лидер страны, прилетев на служебный аэродром около деревеньки Шереметьево, пробурчал: «Надо бы и нам построить чего-нибудь, как в Лондоне». Понятно, работа закипела. Вскоре выяснилось, что и в США под Денверским международным аэропортом имеется огромный бункер, способный в случае атомной бомбардировки укрыть руководителей страны и членов их семей. А чем мы хуже?
Общаясь со Сноуденом, адвокат с первых минут понял, что такие люди не так просты, как кажутся. За чашкой кофе Сноуден по какому-то поводу вспомнил слова китайского мудреца Лао Цзы: «Великий человек держится существенного и оставляет ничтожное. Он всё делает по правде, но никогда не будет опираться на законы». В ответ адвокат привёл аналогичное выражение: «Победителей не судят».
– Это придумал народ?– оживился Эдвард. – Тогда ваш народ познал дао.
– Нет, конечно. Это сказала императрица Екатерина вторая, когда Суворов с восемью сотнями солдат взял турецкую крепость Туртукай, где находился четырехтысячный гарнизон, вопреки приказаниям командующего графа Румянцева. Суворова должны были судить военным судом и приговорить к каторге, но вмешалась императрица.
– Знаете, что Черчилль сказал о вас? «Россия – это загадка, завёрнутая в загадку, помещённую внутрь загадки».
И снова лилась его неторопливая речь с малоизвестными широкой публике фактами.
– Не могу не сказать о «Голдсборской катастрофе 23 января 1961 г., которую я запомнил на всю жизнь благодаря рассказу отца. В этом году ЦРУ организовало вторжение противников Фиделя Кастро на Кубу. США и Советы, как говорят журналисты, «наращивали мускулы», готовясь к Третьей мировой войне. Вдоль восточного побережья тогда постоянно курсировали бомбардировщики В-52 с ядерным оружием на борту. В случае нападения советских кораблей, они должны были уничтожить их в океане, подальше от территории США.
Поначалу ничего не предвещало беды. Но во время дозаправки в воздухе у самолёта отвалилось крыло, после чего он развалился на части. Трое лётчиков погибли, остальные пять воспользовались парашютами. Обе водородные бомбы устремились к земле. Одна упала на пустошь, не причинив никому вреда. А вот у второй сработали устройства, запускающие механизмы детонации, над бомбой раскрылся парашют. Выжившие пилоты, увидев это, начали молиться – они были уверены, что вот-вот произойдёт взрыв. Миллионы жизней спас последний, четвёртый предохранитель. Мощность бомбы «Марк-39» составляла четыре мегатонны, это в двести раз больше, чем у бомбы, уничтожившей Хиросиму в 1945 г. Понятно, что всю информацию по этому инциденту сразу же засекретили. В то время у нас других мощных ядерных бомб не было.
Попутно заметим, что в СССР «ядерная доктрина Маленкова и Хрущёва» означала принятие военного вызова США. Испытание супербомбы состоялось 30 октября 1961 г. на архипелаге Новая Земля, мощность заряда была 58,6 мегатонны. Сейсмическая волна трижды обежала вокруг земного шара, «гриб» диаметром 40 км поднялся на высоту 64 км. Все олени, оказавшиеся к эпицентру ближе, чем на 700 км, погибли. По самым скромным подсчетам, взрыв такой силы мог в одну секунду полностью уничтожить Париж. Это была самая мощная водородная бомба в истории человечества. Советский Союз стал ядерной державой.
– Памятно начало войны в Ираке, – продолжал Сноуден. – Задолго до этого начали готовить общественное мнение: на заправках, в закусочных, в супермаркетах – везде говорили о том, что Саддам и его союзники из «Аль-Кайды» виноваты в теракте 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Это они убили две тысячи невинных людей, а теперь готовят бойню уже для сотен тысяч, а то и миллионов с помощью оружия массового поражения. Сейчас это можно рассматривать как типичный образец «так называемого вранья».
Вскоре я был направлен в Швейцарию для очередной проверки программного обеспечения, затем на Гавайи. Когда я ознакомился с системой BRISM, в душе всё перевернулось. Понял, что она – слишком сильное оружие в нечистых руках. Безусловно, эти программы – гениальное изобретение, огромный прорыв в деле слежки и шпионажа. К примеру, если вам нужно отследить контакты некоего человека, назовем его Петей, то достаточно знать о нём самый минимум. В этот минимум могут входить либо номер автомобильных прав, либо имя, фамилия, либо номер мобильного телефона. По любому из параметров BRISM определит нужного Петю. Пожалуй, только полярные кочевники севера России по-настоящему свободные люди. Конечно, я не думал о битве с таким спрутом, хотел уйти в сторону, в тень. Но надо понимать, что из любой разведывательной структуры просто так не уходят. Необходим веский довод, чтобы тебя оставили в покое. В общем, обратился к симулированию эпилепсии. Ни один начальник в здравом уме не станет держать на работе человека с таким букетом болезней.
Наконец, случилось то, что Эдвард хотел услышать. Адвокат отложил телефон и лукаво взглянул на американца.
– В России в таких случаях говорят: «Ну, пляши, счастливчик». Вам выдано разрешение на временное убежище в России сроком на один год с правом продления. Ещё наш президент сочувствует вам, мистер Сноуден.
Эдвард застенчиво улыбнулся:
– Дорога в тысячу ли, как известно, начинается с первого шага. Я прошел часть пути, но должен дойти до конца.
– Вставайте, граф! Вас ждут великие дела! – улыбнувшись, процитировал классика адвокат.
В случае заключения брака с россиянкой статус его кардинально изменится. У «графа» появится законное основание просить наше гражданство и получить госзащиту.
СНОУДЕН – ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ?
15 июля профессор университета шведского города Умео Стефан Сваллфорс предложил присудить Сноудену премию Нобеля за «героические усилия по разоблачению шпионской деятельности АНБ США». По его мнению, эта премия позволит восстановить Комитету авторитет после резонансного вручения её президенту Б.Обаме в 2009 году.
В некоторых изданиях демарш американца окрестили «самым громким шпионским скандалом всех времен». Так ли это? Шпионаж в своей основе подразумевает выгоду-вознаграждение предателю со стороны тех, кому он стал служить. Разве Сноуден к этому стремился, когда замахнулся на систему самой могущественной страны мира? Американский продюсер Оливер Стоун снял фильм по книге А. Кучерены «Время спрута». Отзывы о фильме в основном благоприятные. Сам адвокат пишет: «…Он увлёк меня в свой мир, я почувствовал, как буквально пропитываюсь его эмоциональным состоянием».