ВЫСТАВКА
Пожалуй, впервые выставочный зал регионального отделения союза художников кажется тесным. Хочется раздвинуть стены, дать простор гобеленам, расписному шелку, керамическим башням, птицам, рыбам и скорпионам, лоскутным одеялам, настенным тарелкам, панно из драпа и непряденой шерсти, композициям из дерева и ткани...
Выставка декоративно- прикладного искусства – настоящий подарок тюменским любителям прекрасного. Хотя бы потому, что такие экспозиции собираются редко и трудно. ДПИ чаще показывают вместе с живописью и графикой, а соединить в одном пространстве разные материалы, техники, стили, размеры, объемы и фактуры – задача сложная. Приходится идти на компромиссы. Например, гобелены из серии "Времена года" Марии Любимовой повесили отдельно друг от друга, и теперь это сольные произведения, а не единый ансамбль. Но все равно "они стоят того, чтобы рассматривать их подробно, – отмечает Ольга Козловская, преподаватель института культуры и мастер ручного ткачества. – Они очень технологичны, очень символичны и очень ассоциативны".
Интересных гобеленов на выставке вообще много. Например, две работы Натальи Гордеевой. "Я когда вошел, сразу обратил внимание на ее гобелен, – делится впечатлениями бывший директор тюменского театра драмы Владимир Коревицкий. – И вдруг у меня возникла полная иллюзия, что это соединение трех стихий – космоса, земли и океана... Звезда в центральной части гоблена напоминает морскую звезду. Может, автор и не собирался создавать такое впечатление. Но вот это ощущение триединства стихий мне показалось очень любопытным".
Председатель тюменского отделения союза художников Александр Новик с восхищением отзывается об огромном гобелене, который Наталья Гордеева в свое время сделала для санатория "Сибирь": "Там высоченные потолки, и от потолка до пола – гобелен, я считаю, шикарный, гениальная совершенно вещь". Сегодня заказов нет, а гобелены как искусство ради искусства не каждому по карману, слишком дороги материалы. Поэтому Наталья Гордеева теперь занимается только живописью. Другой живописец Вячеслав Сизов тоже когда-то пробовал себя в декоративном искусстве, и у него получались вещи, которые хоть сейчас на выставку... "Это еще студенческая работа, но она, на мой взгляд, очень интересная", – отмечает Новик.
По-домашнему теплые панно у Ирины Макаровой – как драп, из которого они сделаны. Олег Федоров показал неожиданные работы из проволоки – одним стоит улыбнуться, над другими можно размышлять. Рядом – сказочные декоративные тарелки Натальи Таберт. Известная художница Альфия Мухаметова представила восемь произведений. Ее батики – настоящие картины на шелке. В них красота природы являет себя в соединении предметных образов, абстрактных мотивов и гармонии цвета. В красках земли, камня и леса обретают новую жизнь архаичные символы. А это для ДПИ самое главное, убеждена Ольга Козловская: "Прикладное искусство должно быть символичным. Есть на выставке замечательные работы, которые выделяются именно своей композицией, символикой, а не только изобразительностью. Я считаю, это высший пилотаж, когда используются символ, знак, цвет, композиция. Ассоциативное искусство близко всем – и простым обывателям, и людям искушенным".
Символизм и обобщенность форм отличают и многие произведения художников-керамистов. В выставке участвуют и признанные мастера Иван Дуньков, Айгуль Тарханова, Наталья Юдашкина, Людмила Козлова, и молодые – студенты и выпускники института культуры. "Мы видим разнообразную стилистику, разнообразные направления, разнообразный подход к материалу, видим, как ребята работают с глазурью. На мой взгляд, это интересно и перспективно", – отмечает Александр Новик. Сам он представил красивые и загадочные работы в технике горячей эмали, которые не показывал так давно, что многие и не знали об этой стороне его творчества.
У каждого мастера – свое художественное видение, и из множества образов, смыслов, состояний и порывов, овеществленных в материале и форме, создается оркестр, играющий сложную и прекрасную симфонию творчества.
Кира КАЛИНИНА /фото автора/