РЯДОМ С НАМИ
«Мы знаем: время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его».
Этими строками известного стихотворения С. Маршака открыла вечер «Твое место на Земле» директор вечерней сменной школы при исправительно-трудовой колонии Венера Васильевна Крюкова. Невысокая худенькая женщина с первых минут овладела переполненным залом: С разрешения местной администрации на вечер были приглашены родственники осужденных – родители, жены, дети.
А перед его началом демонстрировался фильм, созданный группой учителей-энтузиастов. Съемки проходили в семьях учеников, которые отбывали наказание. Во время просмотра у многих гостей и осужденных глаза были на мокром месте.
Тогда, в далекие уже 60-е, Венере Васильевне удалось создать коллектив единомышленников, верных традициям нашей школы и утверждению Макаренко, что плохих учеников не бывает и что преступниками не рождаются. Между учащимися и учителями сложились доверительные отношения. Педагоги видели в своих подопечных самых обыкновенных ребят, выбившихся из обычной жизни в связи с различными обстоятельствами. Приходя в школу, они забывали, что находятся за колючей проволокой.
…Родилась Венера в Нижне- тавдинском районе, куда направили учительствовать ее маму, Марию Андриановну Белоглазову. Отец девочки, селькор районной газеты Василий Степанович Накоряков, кроме журналистики, занимался еще и созданием коммуны. Доставляя для нее из Свердловска сельхозтехнику (на открытой платформе, а затем по бездорожью) простудился, тяжело заболел и вскоре умер. Через некоторое время мама переехала с маленькой Венерой в Тюмень, где проживали ее родители. Но работы не нашлось, и они с дочкой отправились в Самару, к старшему брату Марии.
Через некоторое время однако обстоятельства заставили женщину вернуться в Тюмень. Устроилась в 21 школу. Здесь же продолжила учебу Венера. Увы, с началом войны здание отдали под госпиталь, и заниматься пришлось в школах № 4 и № 6. Эти годы запомнились Венере тем, что всегда было холодно и голодно. От сырых дров, которые приходилось пилить самим учащимся, тепла было мало. Чернила застывали, руки коченели…
После девятого класса к ним в школу пришел представитель Учительского института и предложил, сдав экстерном экзамены за десятый класс, сразу же поступить в институт на исторический факультет. Так Венера с подругой Ирой Петровой и сделали.
После его окончания Венера Васильевна стала работать в начальной школе, которую возглавляла ее мама. Опытный педагог, Мария Андриановна сразу решила поручить начинающему специалисту самый трудный класс, состоящий из второгодников- переростков, от которого отказались уже несколько учителей. Расчет был простой – если дочь справится, значит, из нее получится настоящий педагог. Испытание было выдержано. А чего это стоило Венере Васильевне, знает только она сама, потому что никогда не плакалась. Она и в дальнейшем не искала легких путей: уже будучи мамой троих сыновей заочно окончила Тюменский Государственный педагогический институт. Верным и надежным помощником был для нее муж Виктор Иванович и, конечно же, мама. Подготовка к урокам (а в ту пору она преподавала историю в школе № 5 г. Тюмени), многочисленные мероприятия, связанные с классным руководством, требовали массу времени и, естественно, без поддержки семьи ей было бы трудно.
Заведующий Тюменским городским отделом народного образования того периода Ефим Иванович Киберев давно приметил Крюкову, оценил ее огромный потенциал и предложил перейти на руководящую работу. После долгих колебаний, советов с мужем и матерью Венера Васильевна приняла предложение и в 1959 году возглавила Вечернюю сменную школу № 7. Из шестнадцати подобных школ эта была далеко не блестящей. Но во многом благодаря таланту, настойчивости, огромному трудолюбию руководителя уже к 1965 году стала одним из ведущих вечерних учебный заведений города.
Однажды Венера Васильевна по радио услышала передачу о воспитательно-трудовой колонии для подростков. Речь шла о проблеме подростковой преступности, о том, как вернуть оступившихся пацанов в нормальную жизнь. Ей давно хотелось испытать себя на этом поприще, и Крюкова стала добиваться перевода. В ноябре 1965 года ей предложили возглавить Вечернюю сменную школу № 12 при исправительно-трудовой колонии № 4. Она знала, куда шла. В колонии отбывали наказание за тяжкие преступления, многие из сидельцев потеряли веру в себя, надежду на будущее. А ведь кому-то (и таких было немало) едва исполнилось 18 лет, но они уже хлебнули тюремной романтики, пройдя через следственные изоляторы и спецшколы.
Школа, доставшаяся Крюковой, представляла из себя приспособленный барак, в классах – длинные столы и скамейки, выкрашенные в казенный серый цвет. Нужно было все это менять. А для начала – менять стереотип мышления администрации учреждения, убедив ее в том, что школа – это не придаток колонии, а не зависимая от нее структура со своими образовательными и воспитательными функциями.
Венере Васильевне повезло: коллектив состоял в основном из довольно молодых учителей, которые сразу поняли настрой нового директора и стали приверженцами ее идей. Но сколько сил пришлось приложить, чтобы сломать стену непонимания! (Подробно об одном учебном годе в такой школе рассказано в моей автобиографической повести «ШеРеМыжники»: вечерние школы до того назывались Школами Рабочей Молодежи – ШРМ).
В классах столы покрасили в светлые тона, скамейки заменили табуретами, тоже светлыми, поменяли колер стен, деревянные классные доски заменили на современные с покрытием из линолеума. С великим трудом удалось добиться необходимого оборудования для кабинетов физики и химии. Буквально через год классы преобразились. Школа уже была способна перейти на кабинетную систему, но нехватка помещений не позволила полностью решить эту задачу.
Тем не менее, удалось оборудовать кабинеты физики, химии, географии, истории и литературы. Они были обеспечены техническими средствами обучения. В кабинете истории стараниями историков Анастасии Константиновны Фатеевой и самой Венеры Васильевны была создана экспозиция, посвященная становлению Советской власти в Тюмени, Героям Гражданской войны и Советского Союза – нашим землякам. Фактически это был маленький филиал одного из отделов городского краеведческого музея.
Работа, которую проводил коллектив под руководством Венеры Васильевны по воспитанию осужденных, была поистине неоценима. Не только для учащихся, но и для всех сидельцев в клубе- столовой колонии проводились лектории. Гостями были Герой Советского Союза Яков Неумоев, Народный артист СССР Дьяконов – Дьяченков, писатели Константин Лагунов, Владислав Николаев, Евгений Ананьев (Шерман) и другие. После постановки в Тюменском театре спектакля по роману Лагунова «Так было» несколько актеров театра во главе с Ансаровым показали отрывки из этого спектакля. А затем состоялось бурное обсуждение романа и его сценической интерпретации. Автор и актеры получили высокую оценку. Гостем школы был и воспитанник А.С. Макаренко, Семен Колобанов, прототип одного из герев «Педагогической поэмы».
Осужденные стали переоценивать свою прошлую жизнь, у них появилась надежда на светлое будущее. И действительно, после освобождения многие влились в рабочие коллективы, кто-то сумел продолжить образование и стал дипломированным специалистом, добился определенного положения в обществе. Бывший ученик этой школы В. Иванов после освобождения в своем письме к любимому директору называет ее мамой, потому как «от своих родителей не получил столько внимания, добросердечности, как от Венеры Васильевны, и на свободе – ему «не хватает её советов, поддерживающего взгляда, доброго слова».
В нынешнем мае Венере Васильевне исполнилось 90 лет. Она, понятно, на заслуженном отдыхе. Дети, внуки и правнуки постоянно навещают свою маму, бабушку, прабабушку. Помогают ей справиться с некоторыми домашними делами, хотя основные бытовые хлопоты на Венере Васильевне, а к приходу дорогих гостей она всегда приготовит что-нибудь вкусненькое.
Несмотря на возраст старается быть в курсе всех событий в мире, стране и семьях своих родных и близких. Она всегда поможет добрым советам тем, кто в этом нуждается, и окажет посильную помощь тем, кому она нужна. Ее часто приглашают в школы, где она делится воспоминаниями о военных и послевоенных годах, рассказывает подрастающему поколению о героическом прошлом нашего народа, о том, как в сибирской глубинке делалось все для того, чтобы приблизить день Великой Победы. Сохранилось ее письмо- заявление в Сбербанк о том, чтобы у нее приняли деньги на строительство самолета «Юный патриот», которые она заработала, будучи школьницей.
Я и мои колеги-учителя желаем замечательному Человеку крепкого здоровья, долгих лет жизни на радость своим родным и близким, дальнейших успехов в патриотическом воспитании молодежи, быть всегда такой же жизнелюбивой и жизнерадостной!
НА СНИМКАХ: В.В. Крюкова; Венера ещё не учительница – ученица (фото из семейного архива Крюковых).
Валерий ДЕРЯБИН, г. Тюмень