ВЫСТАВКА
Одним из самых интересных событий прошедшей "Ночи музеев" стала небольшая выставка "Очарованный морем" в музее-усадьбе купцов Колокольниковых. В нынешнем году исполняется 200 лет со дня рождения знаменитого художника- мариниста Ивана Константиновича Айвазовского. Пройти мимо такого юбилея сотрудники тюменских музеев не смогли, тем более что в нашем городе хранятся три полотна великого мастера, а также картины его учеников и последователей.
Иван Айвазовский – художник не только большого дарования, но и счастливой судьбы, отмечает искусствовед Ирина Яблокова, куратор выставки. Он постигал секреты живописной науки в классах академии и в мастерских именитых мэтров. В частности, у французского мариниста Филиппа Таннера, подмечая, как тот изображает морскую волну, пену, состояние воздуха над морем. Признание получил еще студентом и был направлен, как сказали бы сейчас, на длительную стажировку сначала в Крым, потом в Италию. Объездил всю Европу, и всюду имел успех.
"В юности мастер стремился работать с натуры, как учили его наставники Сильвестр Щедрин и Максим Воробьев, – рассказывает Ирина Яблокова. – Но со временем понял, что писать морскую стихию, плеск волны, порыв ветра с натуры невозможно. Поэтому он перешел к другому методу – методу импровизации, писания по воображению, по памяти". Благо память у художника была отменной. А как человек энергичный, увлекающийся, настойчивый он умел работать очень быстро. Считается, что за свою долгую творческую жизнь Айвазовский провел 120 выставок, написал 6000 тысяч морских пейзажей и умудрился ни разу не повториться. Но главное, именно он показал зрителям море "как самоценную стихию, которая обладает своей собственной жизнью, силой, величием".
После окончания академии Айвазовского назначили живописцем при Главном морском штабе, но жить в Петербурге ему не хотелось. Не оставляя службы, художник поселился в Феодосии, часто ездил в столицу и вообще непрестанно путешествовал. Для родного города он стал истинным благодетелем. Его стараниями в Феодосии появились школа живописи и картинная галерея, торговый морской порт и железная дорога, концертный зал и водопровод... Всего не перечислишь. А для себя он собрал коллекцию моделей парусных судов, которая до наших дней, увы, не сохранилась. Об увлечении художника напоминают две модели, изготовленные тюменским умельцем Виктором Дарецким, – линейный корабль петровских времен "Гото Предестинация" и шлюп "Мирный", совершивший кругосветное плавание под командованием адмирала Михаила Лазарева. С Лазаревым художник был хорошо знаком. Поэтому в экспозиции к месту модель памятника адмиралу...
Умер Айвазовский в 1900 году в возрасте 82 лет. Все три тюменские картины были написаны в последнее десятилетие его жизни. Разменяв восьмой десяток, мастер "не утратил темперамента, силы, задора и вдохновения. Эти годы как раз и считаются самыми выдающимися в его творчестве. Ушел эффектный романтический пафос, романтизм соединяется со знанием жизни, природы, с реалистическим восприятием действительности, и эта мудрость, художественная и жизненная, придает картинам настоящую зрелость и самобытность".
Самая ранняя картина, "Флот в виду Севастополя", создана в 1890 году и удивляет спокойствием. Ни вздымающихся волн, ни грозовых туч. "Мы больше склонны видеть в Айвазовском художника, штормящего море, а в этой картине все находится в гармоничном величии – море утихло, и эскадра торжественно проходит вдоль гор, окаймляющих Севастополь". Зато картина "В волнах" вполне соответствует традиционному представлению о творчестве Айвазовского. В 1893 году 77-летний художник совершил путешествие в Америку, чтобы увидеть новые земли, иную природу. На обратном пути корабль Айвазовского попал в шторм. Художник остался на палубе – чтобы на себе ощутить прекрасную и страшную мощь бушующей стихии. Картина "В волнах" написана в том же году – возможно, именно под впечатлением об американском вояже.
Лучшей из трех тюменских картин Айвазовского считается "Ялта", созданная мастером за год до смерти. Любимый мотив: тучи нависли над морем, кораблик застигнут штормом... "Если вы подойдете поближе, вы будете поражены тем, как точно и поэтично художник изображает воду. Это совершенный мастер, потрясающий мастер. Он умел изобразить ажурное кружево пены, прибой, брызги волн, которые рассыпаются в воздухе, и сам влажный воздух. Сырой, стылый, холодный воздух над морем во время грозы и шторма".
Зал, посвященный ученикам, последователям, современникам Айвазовского, разделен пополам. Справа – пейзажи Италии, Голландии, Франции, куда, по традиции, художники ездили совершенствовать мастерство. Слева – виды Черноморского побережья, которое писали и маринисты, такие как Иван Федоров-Керчинский, и художники, предпочитавшие обычно другие темы, например, Федор Васильев и Иван Вельц. "Попадая в Крым, в это блаженное место, восхищаясь природой, морем, они просто не могли остаться равнодушными". Подобно Айвазовскому, они были очарованы морем.
Кира КАЛИНИНА /фото автора/