НЕ КАК ВСЕ

ВЫСТАВКА

Это можно сказать о каждом. И доказательства вроде бы ни к чему. Но увидеть, осознать, прочувствовать уникальность другого человека, получить возможность хоть глазком заглянуть в его неповторимый внутренний мир – редкое чудо. Если это человек творческий, он открывается сам – в своих произведениях, по чуть-чуть, намеками, порой в сложной иносказательной форме. Как художник Александр Новик, представивший свою персональную выставку "Живописные метафоры" в Тюменском драматическом театре

На вернисаж собрались давние друзья и поклонники мастера, те, кто давно следит за его творчеством, снова и снова с увлечением разгадывая криптограммы красочных образов... Миражи города, видения сельских пейзажей; поступающие, будто во сне, фрагменты стен, окон, заборов, разноцветные лоскутки крыш; разлитый вокруг туман – призрачно-розовый, спело-охристый, глубоководно- зеленый, жемчужно-бирюзовый, сумеречно-синий, то неуловимо мерцающий, то плотный, даже рельефный; плывущие в этом тумане дома-призраки, колокольни, телеграфные столбы, пойманные взглядом художника в странном, невозможном танце; игра-противостояние света и тени; женские силуэты, сотканные цветной дымкой, опытом жизни и творческой фантазией – как воплощение гармонии и вечной недосказанности... У каждого зрителя разгадка тайны своя, порой неожиданная, особенно если зритель сам творческий человек. 

Бывший директор драмтеатра Владимир Коревицкий задается вопросом: "Почему многие его строения, домики, церквушки, столбы наклонены? С одной стороны, кажется, все развалится. А с другой – у меня родился новый вопрос: они в движении, может быть, они собираются куда-то переходить? Куда они пойдут, я не знаю. Именно это заставляет стараться предугадать: что изменится в следующий миг в этом микромире, созданном художником". Мастеру-косторезу Минсалиму Тимергазееву кажется, что деревянные домики на картинах Новика "расползаются", тем самым давая понять, что скоро "всего этого не станет". Архитектор и график Виктор Станкевский возражает: "Они не расползаются, они, как пирамиды, вечные, эти избы в его работах... Все его колокольни – это пизанские башни, которые столетиями будут стоять". 

Но как бы ни разнились трактовки отдельных мотивов, есть в живописи Новика такое, что замечают и отмечают все. Например, особую работу с цветом и светом и неотделимость одного от другого. Коревицкий так и сказал о произведениях художника: "Они пропитаны светом цвета. В наложении красок, в формах, в фигурах, в каждом мазке прослеживается не просто цвет, а идущий из глубины этого цвета свет. Даже если это темные тона". У художника Ольги Трофимовой особый взгляд: "Если бы у нас в Тюмени была фабрика по производству художественных товаров – инструментов, красок, холстов, бумаг, думаю, стоило бы выпустить набор художественного масла "Новик", потому что там были бы совершенно особые краски. Там были бы специальные волшебные смеси, свойственные только ему. Был бы роскошный набор угля, туши. Акварель была бы совершенно невероятная..." Внимание Тимергазеева привлекло сочетание серого (асфальтового, пыльного) и розового, а еще фактура: "Живопись выпуклая, скульптурная, в ней столько элементов, что возникает ощущение, будто там несколько поверхностей". 

Все согласились: творчество Новика необычайно театрально – и оттого так органично в пространстве театра. Именно об этом подумала искусствовед Татьяна Борко, получив приглашение на выставку. А пройдясь по экспозиции, решила, что "его работы смотрелись бы великолепно в любой обстановке. Они очень многогранны. Если надо зрелищности, в них играет зрелищность. Если надо лирики, то они будут смотреться очень лирично и поэтично. Если надо чего-то жизнерадостного, то и это там есть. Глубокие по цвету, необыкновенно разные – и это в пределах одной-двух излюбленных тем. Две темы: женские образы и образы архитектуры и пейзажа. При этом работы никогда не повторяются. Они разнообразны по цветовому решению, общему колориту, по каким-то нюансам, многочисленным оттенкам". 

Александр Новик многое успевает. Руководить региональной организацией Союза художников, писать картины, устраивать выставки. Его работы постоянно в разъездах. Недавно побывали в Москве, Омске, Уфе, Стерлитамаке... Дальше отправятся в Красноярск, Барнаул, другие города Сибири. И везде Новик старается быть разным, каждую экспозицию делает хоть немного иной. Умение удивлять – одна из характерных черт художника. В Тюмени он решил показать "в основном живопись, акварель, немного смешанной техники. Исходил из того, что позволяли экспозиционные площади. Хотелось бы еще представить черно-белую графику, в которой я очень много работаю, и смешанную технику, в которой я очень много работаю". Увы, выставочных площадок в сегодняшней Тюмени до отчаянья мало... 

Не только театральность разглядели в работах Новика искушенные гости выставки – они уловили и музыкальность, и лиризм, и синхронное дыхание муз. Насколько бы по-разному мы не воспринимали увиденное, ощущение цельного самобытного мира, отраженного в творчестве Александра Новика, сильно у всех. И, наверное, каждый согласится с архитектором Станкевским: "Я хочу выразить признательность Александру Сергеевичу Новику за то, что он видит мир не так, как я... И сказать спасибо за то, что он показывает нам свой мир". 

Кира КАЛИНИНА 


32511