ТАМ, ЗА ОКНОМ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Где этот город? Вокруг нас и нигде, в подсознании, в снах, в предрассветной тишине, в миражах слухов и местных легенд, в мелькании фонарей за окном ночного автобуса, в случайном отсвете на стекле, в лицах прохожих, в музыке из чужого плеера, в птичьей перекличке подростков за окном, в детских страшилках, в призрачном континууме социальных сетей – этот город воплотился в зыбкую, странную мистическую историю «Мальчик, которого нет». Так называется необычная книга тюменских авторов Натальи Фоминцевой и Марины Лебедевой – 24 страницы текста и иллюстраций, первый репортаж из сумрачного Города_Где…

А началось все с библиотеки. Нет, на самом деле все началось с двух давних книжек, которые вышли у Натальи Фоминцевой (тогда Сергеевой) в 2001 году, – "Рожденные летать" и "Место под солнцем". О них вспомнили и пригласили автора принять участие в неделе детской книги, которая состоялась в тюменских библиотеках в конце марта. Но не хотелось идти к детям, не имея в руках ничего, кроме книг, изданных, когда этих детей еще не было на свете… 

Журналист и редактор Наталья Фоминцева и художник Марина Лебедева знакомы со времен тех первых книжек. Вместе работали в журналах "Дождь", "Собака.ru", "Home&Space", участвовали в коммерческих проектах, общались и дружили. А прошлой осенью подумали: почему бы не сделать что-то для себя, раз вместе у них так хорошо получается. Буквально за неделю-две у писательницы родилось множество новых замыслов, а вместе с ними возникла идея создать цикл историй в параллельном пространстве под названием Город_Где. 

Там все совсем, как у нас, но немножко иначе. Там есть районы с такой репутацией, что даже мимо проезжать страшно. И не без оснований. Там голоса тех, кого нет, долетают до всякого, кому важно, нужно, отчаянно необходимо слышать других, чтобы поверить в собственное существование. Там юные мятущиеся души ищут подсказки в песнях и чатах, и простые истины становятся вдруг откровением… 

Герои рассказа – подростки. Особое мироощущение. Собственный сленг. Обособленный мир для тех, кто не старше… шестнадцати? Наталья преподает в детском медиахолдинге "Академия радости", учит юных журналистов писать, так что ребята подходящего возраста у нее перед глазами постоянно. 

Над иллюстрациями Марина начала работать раньше, чем познакомилась с окончательной версией рассказа. Из-за этого пару раз возникали недоразумения. Например, упомянув "мост", Наталья имела в виду путепровод над железной дорогой, а Марина представила себе мост над рекой и нарисовала его. От местоположения моста в рассказе ничего не зависело, так что писательница просто мысленно, для себя, перенесла действие в другую часть города. А неожиданный финал рассказа заставил перестраиваться уже художницу: к этому времени у нее в голове вовсю шло собственное кино – и совсем к другому концу. Разногласия вызвала обложка. Вместо обычного рисунка Марина поместила на нее аватар из социальной сети ВКонтакте, но в собственной, несколько инфернальной интерпретации. Впрочем, и "обычные" рисунки на самом деле не столь обычны – из силуэтов, теней, бликов и снежных хлопьев художнице удалось соткать воздушную, ускользающую реальность. 

Необычность книги состоит в том, что в ней текст и визуальный образ стремятся стать равноправными партнерами. Это, конечно, не комикс, но некая самобытная версия набирающего популярность жанра графического романа, в данном случае рассказа. "На комикс не тянуло, просто потому что у нас элементарно текста больше, чем нужно для комикса, – объясняет Наталья. – Но решили попробовать. Сейчас понимаем, что если продолжать, надо просто побольше картинок делать. Не знаю, мне понравилось. Показалось, что это как-то концептуально и законченно". Над изданием книги трудилась целая команда, в которой были редактор, корректор, печатник, пиарщик, роль дизайнера и верстальщика взяла на себя Марина. К неделе детской книги не успели. Поэтому просто отпечатали тираж (50 экземпляров), и часть книжек отдали в "Перспективу". 

Самый частый вопрос на автограф-сессии: когда ждать продолжения. "Ну, давайте считать, что в мае уже что-то будет", – предлагает Наталья. Идей много. Две уже в работе. Следующий рассказ, про любовь, будет совсем не таким, как "Мальчик, которого нет" – во всех смыслах. 

Кира КАЛИНИНА /фото автора/ 


32419