НА КАНАЛЕ «ТВЦ»
Почти четверть века назад, в январе 1993 года, на русском кладбище Сент- Женевьев-де-Буа в Париже упокоился Рудольф Нуреев – танцовщик, покоривший мир. Невероятному успеху артиста, его боли и тоске по России посвящен документальный фильм «Рудольф Нуреев. Неукротимый гений», премьеру которого зрители увидят на канале «ТВ Центр» в пятницу, 21 апреля, в 0:00 и повтор – в воскресенье, 23 апреля, в 13:30.
ПРЫЖОК СВОБОДЫ
Про него говорили в глаза и за глаза – «Гений!». И сам он думал о себе так же. И вел себя так, будто для него нет никаких представлений о морали, этике, этикете. Для Рудольфа Нуреева не было ничего святого, кроме одного – классического танца. «В танце он не танцор и не танцовщица, а гепард, леопард, кошка…» – так характеризует Нуреева-исполнителя французская журналистка и биограф артиста Ариан Дольфюс. В его виртуозных па был эротизм, потому что для него не существовало никаких табу. Он танцевал, как и жил, – с огромным сексуальным аппетитом. «Идол», «секс-символ» – так его называли в газетах. Авиакомпании задерживали рейсы, когда почетный пассажир опаздывал к вылету. Зрители целовали пол, по которому он ходил, просили Руди оставить автограф на щеке, чтобы потом сделать татуировку…
К началу гастролей во Франции Нуреев уже был ведущим танцовщиком Кировского театра. Но желание покорить весь мир заставило его сделать дерзкий кульбит – 16 июня 1961 года он совершил «прыжок свободы» в парижском аэропорту Ле- Бурже, на десятилетия разлучивший его с родным домом, сестрами, мамой…
И ПУБЛИКА АХНУЛА
В молодости он ненавидел балетные костюмы – эти мешковатые штанишки, скрывающие фигуру. Однажды, еще в Кировском театре, во втором акте балета «Жизель» Рудольф решил выйти в белом облегающем трико поверх специального балетного бандажа. Это был скандал – смутьяна не выпускали на сцену, но он настоял на своем. Когда же, наконец, открылся занавес, консервативная советская публика ахнула – все решили, что принц Альберт забыл надеть штаны…
Но костюмом дело не ограничилось – он хотел, чтобы его тело научилось разговаривать. И добился этого. «Западные артисты танцуют ногами – от бедер до стоп. Нуреев танцует всем телом», – писала критика.
Нуреев поднял мужской балет на принципиально новый уровень. В то время танцоры-мужчины находились в тени партнерш, оставаясь в роли «носильщиков» балерин. Рудольф считал, что важны оба исполнителя. Па-де-де – это встреча двоих, и когда один из партнеров немой, то и любовный диалог невозможен.
В женщинах же он видел только танцовщиц.
«ЖИЗНЬ КОРОТКА, ДЕЛАЮ, ЧТО ХОЧУ!»
Если для зрителей и критиков Нуреев был гением танца, то коллегам нередко демонстрировал крутой нрав и чудовищный характер. Марго Фонтейн могла бы рассказать, что на репетициях у них дело едва не доходило до драки, в то время как на сцене царили любовь и нежность. Французской балерине он запустил в голову термосом – всё от стремления к совершенству. Он жил по принципу «Жизнь коротка, делаю, что хочу!».
В ноябре 1984 года Рудольф Нуреев узнал свой диагноз. Медленное умирание продлилось восемь лет.
За что любили и ненавидели Рудольфа Нуреева? Почему он прожил в страхе половину жизни? Зачем по ночам он убегал из отеля через черный ход? В поисках ответов на эти вопросы съемочная группа фильма «Рудольф Нуреев. Неукротимый гений» побывала в Санкт-Петербурге, Париже и Уфе.
Петр ЛИХОЛИТОВ