МИР НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ
ВОРОНА – ПТИЦА ВЕСЕННЯЯ, СЧИТАЮТ КОРЕННЫЕ СЕВЕРЯНЕ
Праздник традиционно отмечают в апреле, и связан он в представлениях народов Севера с прилетом вороны, с приходом настоящей весны. По-русски это Вороний день, по- хантыйски – Вурнга хатл, по-мансийски его название звучит как Урин эквахотал. Согласно древней мифологии хантов и манси птица эта – весенняя, она символизирует пробуждение, обновление природы и возрождение жизни. Соответственно, воздается должное женщине-матери, ее сфере деятельности (как будничной, так и сакральной) – рождению детей, продолжению рода, заботе о благополучии семьи, ее здоровье и достойном будущем…
И действительно, Вороний день несет на Север Благую весть, весну, тепло и солнце. В старые времена празднично одетые люди собирались в домах, ходили друг к другу в гости и готовили много еды из мяса. Непременный элемент праздника – традиционные мансийские танцы. Исполняют их под аккомпанемент струнного музыкального инструмента – саигвильтата. Народная хореография, по сути, имитация весеннего поведения птицы.
Пернатая виновница торжества символизирует мифологическую небесную деву, покровительницу женщин, семейного счастья и благополучия. Ханты и манси так ее и называют – «Мать-Ворона» и молятся ей же в «её» день о рождении малышей.
По представлениям северных ханты, «ворона – чистая птица». Поэтому на священных местах семьи, живущие на реке Сыня, готовили пищу на костре, молились духам, кланялись березе. В качестве даров приносили ленточки и лоскутки, специально изготовленные куколки. Что касается представителей коренных этносов, проживающих на юге области, то они обычно отмечают Вороний день на территории археологического музея- заповедника на берегу озера Андреевское в окрестностях Тюмени. Возвышает к небу свой конус самый настоящий чум, напоминающий о том, что на этой священной земле когда-то в далекие времена жили ханты и манси. Участники праздника каждый апрель повторяют старинное действо – они разводят ритуальный костер. Люди в ярких нарядах радуются, поют и пляшут, на их лицах расцветают улыбки, а в душах ликует весна. «Если устроили пир – позовите бога и своих духов!», – традиционный древний клич сменяется обрядом дымоокуривания, призванным очистить людские мысли и души, после чего шаман просит духов-помощников, духов-покровителей принести всем удачу и счастье. «Чтобы дальняя дорога наша была короткой, а узкая – широкой!» – напутствует всех шаман. На деревьях в качестве дара духам развешивают сушки, символизирующие солнце. Каждый может загадать желание и завязать ленточку на ветке березы. Участники торжества проводят также обряд бескровного жертвоприношения духам – на праздничный стол выставляют блюдо с любимым лакомством – строганиной. В программе также мастер-классы по народным промыслам, театрализованное представление, концертная программа с участием фольклорных групп, спортивные состязания «Северное многоборье», посещение этнографических выставок «Из глубины веков», «Шаманы и боги народов Севера».
Исследователи Вороньего праздника отмечают его отголоски также в традициях селькупов, салымских, васюганских, ваховских, александровских и среднеобских ханты, чулымских тюрков, барабинских татар, эвенков, коми, удмуртов. Интересно, что у восточных башкир тоже есть весенний обряд, который называется «Воронья каша», и, по сути, являет собой тот же весенний женский праздник.
НА СНИМКЕ: празднование Вороньего дня в окрестностях Тюмени.
Тодор ВОИНСКИЙ /фото автора/