РЕПЛИКА КИНОМАНА
Этот фильм должен был триумфально завершить Год российского кино. Собственно, так и получилось. По крайней мере, по кассовым сборам. Но не все стоит мерить прибылью, хотя она тоже важна. Главное, снимая фильм, понимать, для чего он вообще нужен и какую идею должен нести. В этом плане к ленте «Викинг» у меня масса вопросов.
О том, что снимается фильм о жизни князя Владимира, крестителя Руси, говорилось давно. На то, чтобы его доработать, ушло семь лет. Размах, как у «Войны и мира» Сергея Бондарчука. Потратили миллиард рублей (только вдумайтесь в цифру!), задействовали лучших каскадеров и специалистов по компьютерным технологиям, а в итоге батальные сцены получились невразумительными и далеко не массовыми. Не имея таких технических возможностей, какими располагают нынешние режиссеры и продюсеры, Бондарчук умудрился сделать свои батальные сцены намного мощнее. А главное, понятными – кто есть кто и за что сражается.
Сторонники фильма, рекламируя его, говорили, что лента дословно повторяет некоторые фрагменты из «Повести временных лет». С одной стороны, это так, но с другой – слишком вольно интерпретированные. Сцена сватовства Владимира к Рогнеде, действительно описана в древнем манускрипте, как и жестокая расправа с семьей и подданными полоцкого князя за отказ невесты. Но все это случилось не в пять минут. Возвращаясь к Рогнеде (Александра Бортич), ни в какой Полоцк обратно ее не отправили. Просто нелюбимую жену держали подальше от Киева. Однако князь регулярно навещал ее, чему прямое свидетельство – их общие дети. Почему он не сумел ее убить, после попытки Рогнеды убить его? Все по той же причине: из-за детей. А не из-за внезапно проснувшейся совести.
Вообще совесть и княжество вещи плохо сочетаемые. Особенно в те времена. Даже верующая Ирина, если разобраться, поступала не всегда правильно. В фильме ее играет Светлана Ходченкова. И хотя она здесь не блондинка, все равно слабо тянет на гречанку. Но именно Ходченкова стала, пожалуй, единственной удачей картины. Опять же в рамках того, что ей предложили. Показать едва ли не святую православную княгиню, не расстающуюся с библией и наставляющей Владимира на путь истинный. Даже свои золотые украшения отдает на оплату наемников, чтобы защитить Киев. Готова и собой пожертвовать, но удар отвести. А теперь представьте ситуацию. У тебя убивают мужа, причем самым подлым образом. Ты же спокойно общаешься с его убийцами. Когда влюбленный в Ирину дружинник пытается вытащить ее из Киева, она остается с врагами. Очевидно, переход на сторону Владимира мог быть из- за нахлынувших чувств.
Какая на самом деле была Ирина, описано в летописях, в том числе византийских. Жизнь ее серьезно потрепала, отняв и мужа, и любимого. А это, как говорится, два разных человека. Ирина стала последней любовью князя Свято- слава, отца Владимира. Святослав же стал для нее любовью первой и, как оказалось, единственной. Мужа Ярополка она считала слабаком, Владимира – бабником. Единственный сын вырос негодяем, хотя о матери заботился, относился к ней даже с долей страха. Подданные же Туровского княжества, которое ей и сыну пожаловал Владимир, считали ее сумасшедшей, живущей в мире призраков.
Остальные актеры, причем не самые худшие, меня не убедили. Ни Александр Устюгов в роли Ярополка, ни Игорь Петренко в роли дружинника Варяжки. Владимир в исполнении Данилы Козловского получился психом с резкими перепадами настроения. В пять минут проникся к православию. Придя в храм, даже расплакался. На самом деле выбор православия – это вопрос политики. Надо было наладить контакт с Византией, на тот момент мощной империей.
На вопрос, кому этот фильм нужен, ответ очевиден – православной церкви. Когда по раскадровке из темноты язычества состоялся переход к свету и люди радостно кинулись в воду. А если читать летописи, то их туда загоняли силой, особенно в Новгороде. А еще меня всегда интересовал вопрос: как человек, который убил родного брата, изнасиловал строптивую невесту и убил ее родителей, мог быть признан святым. Неужели стоит только покаяться?
Юлия КОНКИНА