ВЫСТАВКА
В выставочном зале регионального отделения Союза художников торжествует "Волшебство акварели". Больше шести десятков пейзажей, натюрмортов, жанровых композиций тюменских мастеров кисти составили многоликое, но гармоничное единство, основанное на свойствах воды, красочного пигмента и бумаги.
Участники экспозиции – почтенные мэтры и совсем молодые художники. Одни пишут по сухому, накладывая краску прозрачными слоями, другие предпочитают мягкость линий и размытость цветовых пятен на мокрой поверхности листа.
На открытии выставки вспоминали историю акварели. Началась она, как полагают, в Древнем Китае одновременно с изобретением бумаги. В европейских музеях хранятся немногочисленные акварельные работы мастеров Возрождения, но лишь в XVIII столетии живопись красками на водной основе обрела истинную популярность. Художники-романтики обнаружили, что акварель замечательно подходит для передачи состояний природы – ни одна другая техника не позволяет добиваться столь же тонких цветовых нюансов, столь же деликатных полутонов. В России развитие акварели связано с именами Петра Соколова, Александра Иванова, Карла Брюллова... Многие знаменитые живописцы уделяли внимание изысканному искусству красок и воды. Среди них Репин, Серов, Врубель, Крамской, Лагорио, Суриков... Первым председателем Общества русских акварелистов, действовавшего с 1880-го по 1918-й год, был Александр Бенуа, член объединения "Мир искусств".
Наши современники тоже любят акварель. Кто-то обращается к ней время от времени, кто-то посвящает себя "водяной" технике без остатка. Как делает Юрий Рыбьяков, "наш классик акварели". Как делал Александр Миллер...
Альфия Мухаметова переехала с Севера в Тюмень десять лет назад.
– Я была просто потрясена работами Миллера, – вспоминает художница. – Пригласила его в Мегион, сделать у нас персональную выставку. Он захотел порисовать, я договорилась, организовали ему пленэр. Я наблюдала, как он рисует. Долго-долго всматривается, потом достает маленький кусочек бумаги и наносит на него несколько капель. Я говорю: "Александр Иосифович, это все?" – Да, – отвечает, – все. Я запоминаю состояние. И потом по этим каплям его передаю". Когда мы открывали выставку, я предложила несколько его работ закупить, а он вдруг встал и заревел. Взрослый мужчина и плакал такими слезами. Говорит: "Я от радости плачу. Впервые за мою жизнь у меня приобретают работы". Я после этого посмотрела его выставки и была удивлена мастерски выполненными произведениями.
Легкие прозрачные краски подобны вуали, за которой скрывается таинственный мир видений и фантазий. Карнавальные грезы Михаила Гардубея перекликаются с его сочными живописными работами. Пейзажи Ольги Трофимовой – то воздушные, текучие, как вид из окна поезда, залитого дождем, то похожие на сказку, отраженную в осколках волшебных зеркал.
А работы Вячеслава Сизова, в свою очередь, кажутся калейдоскопическими отражениями улиц, интерьеров, натюрмортов. Произведения Александра Новика – это всегда эксперимент с цветом, формой, пластикой и фактурой, но в акварельной и масляной живописи этот эксперимент организован по-разному. Улочки старой Тюмени воскресают в работах Бориса Паромова. Игорь Щетинин демонстрирует, что акварель, которая традиционно воспринимается техникой нежной, лиричной, подходит и для индустриальных пейзажей. А архитектор Виктор Станкевский, спроектировавший для Тюмени немало современных зданий, как раз предстает лириком, создателем пейзажей в изысканной академической манере, сегодня мало кому свойственной.
"Не знаю, как сейчас, но в свое время в строительных институтах очень хорошо обучали акварельной технике, – рассказывает Новик. – Сейчас все делается на компьютерах, а раньше архитекторы все отмывали акварелью. Много лет мы с Виктором Станкевским были соседями, и у него на одной стенке висели большие эскизы акварелью, сделанные в советские времена, а на другой – проекты, сделанные на компьютере. Я всегда садился спиной к компьютерным эскизам и смотрел на ту стенку, где были мастерски сделанные отмывки и архитектурные проекты Станкевского".
Говоря об акварели, мы прежде всего рассчитываем увидеть пейзажи, призрачно-туманные, как у Юрия Паянена, пропитанные зыбким очарованием далеких городов, как у Екатерины Чикиревой или Марии Прохоровой, завьюженные, призрачно-белые, как у Алевтины Юрчак... Но тюменская акварель – это и портреты горожан с "лица необщим выраженьем", как у Олега Федорова, и образы, навеянные театральной постановкой, как у Натальи Таберт, и совсем необычные, на первый взгляд, и на акварель-то непохожие, композиции Александра Чемакина, посвященные музыке и музыкантам.
Александр Новик мечтает возродить тобольский пленэр, на который приезжали художники со всей страны, и бок о бок с ними писали красоты города на Иртыше тюменские студенты. "Они говорили, что за две недели получали больше, чем за год-два учебы в институте. Поработать среди мастеров – это большая школа". Тут же возникла идея: сделать выставку тюменской акварели традиционной и показывать на ней работы с тобольского пленэра – каждый год 23 ноября, в Международный день акварелистов. Есть, оказывается, и такой. Хотя весна, на мой личный вкус, куда больше подходит для акварели своей прозрачностью и трепетностью, навевающей мысли о робких солнечных лучах, о ветках, опушившихся юной зеленью, о нежных цветках вербы и хрупкой мимозе. А впрочем, сила искусства такова, что ей и под конец осени под силу вернуть весну – хотя бы на час...
НА СНИМКЕ: А. Новик.
Кира КАЛИНИНА /фото автора/