ЭКОНОМИКА
ВЛАДИМИР ЯКУШЕВ ОТЧИТАЛСЯ О РАБОТЕ ОБЛАСТНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
На заседании областной Думы губернатор Владимир Якушев выступил с отчетом о деятельности регионального правительства за 2016 год. Подвел итоги, определил точки напряжения и обозначил направления, над которыми предстоит работать. Основные тезисы выступления.
ОСНОВНЫЕ ТОЧКИ РОСТА – КРУПНЫЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ УЗЛЫ
Развитие промышленности – основной фактор роста тюменской экономики. Рост промышленного производства в Тюменской области (имеется в виду юг области) за 2016 год – 104,6%. Сегодня этот сектор формирует более трети валового регионального продукта. Основные точки роста – это крупные промышленные узлы и отдельные новые индустриальные проекты.
Ядро тобольского промышленного узла – нефтегазохимические проекты СИБУРа. Здесь в 2016 году произведено более 450 тыс. тонн полипропилена – треть от общероссийского объема. От развития проектов СИБУРа областная власть рассчитывает на мультипликативный эффект. Уже сейчас в разных районах области строятся новые предприятия по переработке полимеров, производству деревянных поддонов, упаковочной тары.
Антипинский нефтеперерабатывающий завод – флагман тюменского промышленного узла. В 2016 году – в год своего десятилетия − завод вышел на промышленный режим работы с рекордной в стране глубиной переработки нефти 98% и годовым объемом переработки более 9 млн тонн.
Первый миллион тонн тюменского металла дал завод «УГМК Сталь». Здесь началось производство металла для машиностроительных производств.
Уватский промышленный узел в 2016 году пополнился еще двумя месторождениями, введенными в разработку.
Тюменские заводы за последний год в рамках программ поддержки правительства региона поставили нефтяникам оборудования и материалов на сумму 23 млрд рублей. Половину из этого объема составила импортозамещающая продукция.
С таким же поступательным эффектом идет сотрудничество в части осуществления работ и оказания услуг крупным заказчикам предприятиями области. Совокупный заказ «Роснефти», «Газпромнефти», «Лукойла» и «СИБУРа» предприятиям области за этот же период составил более 100 млрд рублей.
Не зацикливаясь на работе исключительно над крупными проектами, областное правительство совместно с администрациями муниципалитетов реализует целый комплекс новых производственных и сервисных проектов. Дальнейшее индустриальное развитие области региональная власть в значительной степени связывает с созданием и запуском индустриальных парков и экономических зон. Созданные условия уже привлекли на площадки индустриальных парков 7 компаний резидентов, 3 из них начали строительные работы, еще 4 – приступят к строительству новых заводов весной этого года. В процессе подачи заявок еще 12 компаний.
МЕНЕДЖМЕНТ СЕЛЬХОЗПРЕДПРИЯТИЙ ОСТАВЛЯЕТ ЖЕЛАТЬ ЛУЧШЕГО
В отличие от промышленности, точную цифру прироста объема сельскохозяйственного производства за 2016 год губернатор не называл (видимо, произошел спад: учитывая высокую базу, это неудивительно), но подчеркнул, что этот показатель хуже общероссийского.
Менеджмент сельхозпредприятий оставляет желать лучшего. Недостаточно эффективно ведется снижение издержек производства. Преобладают ожидания постоянного увеличения государственной поддержки.
Однако конкуренцию сегодня выдерживает тот, кто не только умеет производить, но и продавать. Сельхозпроизводителям необходимо меняться и реагировать на новые требования рынка. Предприятия, перерабатывающие продукцию регионального АПК и производящие продукты питания, не полностью использовали ресурс, предоставленный текущим периодом для обеспечения роста.
Дальнейшее развитие сельского хозяйства областной власти видится через усиление кооперации и дальнейшее вовлечение населения и малых форм хозяйствования в эту модель. Сейчас в области работает 116 сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Они сотрудничают с 25 тысячами личных подворий. Свыше 10 лет кооперативы ежедневно закупают молоко у ЛПХ. В 2016 году его заготовлено и реализовано около 50 тыс. тонн. Дополнительный доход населения составил почти 1,2 млрд рублей. Господдержка сельскохозяйственных кооперативов должна увеличить силу притяжения, с которой они вовлекают личные подсобные хозяйства в агропромышленное производство, помогают эффективно наладить сбыт продукции.
Определяющую роль в развитии малого предпринимательства играют органы местного самоуправления. Чтобы усилия муниципальной власти отражались на доходах местных бюджетов, законом Тюменской области установлены единые нормативы отчислений налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в бюджеты районов и городских округов. Это позволит в 2017 году увеличить доходы муниципалитетов на 1,4 млрд рублей. Разумеется, такой стимул требует ответственного отношения глав органов местного самоуправления и их команд ко всему, что связано с развитием предпринимательства на их территории.
Будет продолжена работа по привлечению инвестиций на территорию муниципалитетов на основе планово-проектного подхода. Такие планы сформированы для каждой территории, исходя из ее ресурсов и преимуществ, определены локомотивные инвестиционные проекты, а для каждого проекта предусмотрены площадки.
ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В 2016 году власти по-новому подошли к реализации региональной политики развития и стимулирования инновационой деятельности. Главные принципы – это активность, комплексность и результативность поддержки всей инфраструктуры (объединили всю инновационно- инвестиционную инфраструктуру – бизнес-инкубаторы, технопарк, индустриальные парки, получив серьезный оптимизационный эффект, который уже направили на дальнейшее стимулирование инновационной деятельности). По итогам II Национального рейтинга технопарков России Тюменский технопарк вошел в первую десятку. Разработки его резидентов востребованы в нефтегазовой сфере, в строительстве и на транспорте, сфере информационных технологий, медицине и сельском хозяйстве.
Развивается схема привлечения инвестиций с помощью механизма государственно-частного партнерства. Для этого сформирована необходимая нормативно- правовая база, институциональная среда.
Важной вехой стало заключение восьми концессионных соглашений в сфере жилищно- коммунального хозяйства. Совокупный объем инвестиций по этим проектам составит почти 2 млрд рублей. Из этой суммы только 214 млн рублей предоставит областной бюджет. Таким образом, на 1 рубль бюджетных инвестиций в регион будет привлечено более 8 рублей.
Привлечение инвестиций, создание инфраструктуры, подготовка кадров, продуманная бюджетная политика – эти задачи решаются для роста региональной экономики, а значит, и увеличения доходной части регионального бюджета. Сбалансированность и устойчивость региональной бюджетной системы целиком зависит от верного выбора приоритетов, бережливости и максимальной результативности.
БЮДЖЕТ
Бюджет Тюменской области сохранил свою социальную направленность: 50% общего объема расходов бюджета в 2016 году – расходы на социальную сферу. «Вместе с тем надо понимать, что основные бюджетные тренды сохранятся: придётся все больше зарабатывать, чтобы хотя бы не снижать возможность бюджетных инвестиций».
ЖИТЬ ПО СРЕДСТВАМ
В регионе проводится взвешенная долговая политика, которая и в дальнейшем будет направлена на поддержание долговой нагрузки на бюджет на минимальном уровне. Госдолг Тюменской области на 1 января 2017 года составил 1,8% к объему доходов. В структуре госдолга основная часть – это государственные гарантии Тюменской области, которые, в свою очередь, являются одним из инструментов стимулирования экономического роста региона и государственной антикризисной программы.
Проведена оптимизация государственного управления. В 2015 году сокращены расходы на материально-техническое обеспечение текущей деятельности органов власти в целом на 5%, на 2016-й и последующие годы уровень материальных затрат зафиксирован на том же уровне. Штатная численность исполнительных органов власти области сокращена на четверть, расходы на содержание государственного аппарата снижены на 21%.
Ключевым определением социальной политики при предоставлении льгот должна стать адресность. Необходимо постоянно мониторить действующие инструменты социальной поддержки и целевые группы их получателей. Нужно постараться максимально избегать социального иждивенчества и оказывать помощь тем, кто в ней действительно нуждается. Ветераны, инвалиды, многодетные семьи и дети-сироты, отдельные социальные категории населения, а также люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации − это те, кому должно быть направлено основное внимание и забота со стороны всех органов социального обеспечения.
Благодаря реализации региональных жилищных программ за последние пять лет численность педагогов, нуждающихся в жилье, снизилась более чем в два раза. В результате удалось вернуть конкурс на педагогические вакансии и полностью ликвидировать дефицит педагогов, присущий системе образования. Сегодня каждый третий педагог области – это молодой работник до 35 лет.
ИНТЕЛЛЕКТ – ОСНОВНОЕ КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО
Губернатор подчеркнул, что именно развитие интеллекта и его концентрация в самых разных сферах – наша общая ключевая задача. Стоит меньше уповать на природные ресурсы и опираться на интеллект как основное конкурентное преимущество. Именно на эту цель должна работать вся система регионального образования.
Реакция депутатского корпуса на выступление Владимира Якушева была весьма благожелательной. Руководители фракций благодарили главу региона за плодотворную работу.
Сергей ШИЛЬНИКОВ