МОЁ ОТКРЫТИЕ ТАВРИДЫ

ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ

Прекрасны вы, брега Тавриды, 

Когда вас видишь с корабля. 

Эти строки Пушкина из «Евгения Онегина», врезавшиеся в память ещё со школьных времён, породили тогда острое желание непременно побывать в этом благословенном романтическом уголке. Побродить «среди безмолвных переходов» Бахчисарайского дворца, взглянуть на знаменитое «Ласточкино гнездо», окунуться в море, к которому так рвался Александр Сергеевич, на известной картине Айвазовского. 

И вот в прошлом году этот шанс представился в виде случайной санаторной путёвки со значительной скидкой. Авиакомпания «Ямал» за четыре часа перенесла меня из Тюмени в столицу Крыма. (Бедный Пушкин: он из сановного Петербурга добирался до Тавриды больше месяца). Из Симферополя до Ялты, где находился обозначенный в путёвке санаторий, ехал, любуясь окрестными пейзажами, кои и в сентябре не собирались терять своей буйно-зелёной свежести. 

Через несколько километров пути увидел дорожный щит с актуальной цитатой Президента РФ Владимира Путина. Затем взору предстала столь же актуальная – главы Крыма Сергея Аксёнова. С аккуратными промежутками важные высказывания руководителей чередовались до самой Ялты. Такие милые картинки из коммунистического прошлого! Появилось ощущение, что Крым вернулся не в Россию, а в Советский Союз. 

Санаторий, построенный в советские 70-е годы и не испытавший в последующем особых изменений, вполне меня удовлетворил (название не привожу, во избежание обвинений в рекламе). Особенно поразила простота персонала. За год до Крыма мне довелось отдыхать в Сочи, так там на входе – охрана, обязательное предъявление курортной карты, и только потом ты получишь ключ от своей комнаты. Здесь же надо всего лишь назвать дежурной номер комнаты. И я не слышал, чтобы при мне или до меня у кого-то что-либо пропало. 

Самым первым объектом я выбрал, конечно, «Ласточкино гнездо». С восхищением смотрел на это прекрасное творение, парящее в воздухе. Обзорная площадка нависла над пропастью после прошедшего в 1927 году сильного землетрясения. Часть скалы под замком обрушилась в море, и, чтобы спасти здание, под его основание была подведена железобетонная плита, а сам он отреставрирован. В 2013 году в плите-фундаменте обнаружили трещины, укреплять скалу становится всё более затруднительно. Сможет ли и в будущем радовать своей красотой и изяществом этот легендарный символ Крыма? 

Сложные чувства вызвал другой объект моих вожделений – Бахчисарайский дворец. Опять же вспоминал Пушкина: «Еще поныне дышит нега/ В пустых покоях и садах; /Играют воды, рдеют розы, /И вьются виноградны лозы, /И злато блещет на стенах». Но давно уже нет «в покоях» ни прежней пышности, ни тем более «злата». Уезжая, последний хан Крыма Шахин Гирей увез с собой не только жён и наложниц, но и всю обстановку, все ценности дворца. И всё-таки этот романтичный уголок крымско- татарской дворцовой архитектуры оставил неизгладимое впечатление. Даже более сильное, чем роскошный дворцово- парковый комплекс графа Воронцова в Алупке. 

Не скрою, на мой визит в Крым накладывалось и любопытство: каким стал полуостров, вновь получив российскую прописку? Поэтому заметки не только о достопримечательностях. Наведавшись в магазин, я удивился ценам на продукты, которые в полтора- два раза превышали наши, тюменские. Объясняется это тем, что географический полуостров Крым превратился в остров экономический. То есть всё теперь завозится морем из России, что, конечно, дороже существовавшего ранее сухопутного снабжения из соседних регионов Украины, ныне, по понятным причинам, потерянного. А ещё крымчане грешат на коммерсантов, которые в ожидании наплыва туристов и отдыхающих взвинтили цены. Не зря пенсионеры просили премьера Дмитрия Медведева, посетившего Крым в прошлом году, добавить им пособия. 

Надо сказать, минувшим летом санатории Ялты, да, наверное, и всего Крыма, не пустовали. На морском пляже в час пик место для лежака поближе к воде нужно еще поискать. Вечерами на приморском бульваре праздно дефилировали отдыхающие, заглядывая в бесчисленные лавки с сувенирами. В многочисленных кафешках сидели завсегдатаи, дегустируя местные вина и блюда, представляющие национальные кухни многих проживающих здесь народов. Однако эта идиллия после вновь открывшихся для россиян в этом году турецких курортов, может, увы, закончиться: немалая часть наших туристов вновь потянется к заграничному комфорту. Что до меня, то, если представится возможность, я вновь выберу романтичную и по-прежнему загадочную Тавриду. 

НА СНИМКЕ: «Ласточкино гнездо». 

Юрий БОРИСОВ /фото автора/ 


31788