ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ 

ИСТОРИИ СТРОКИ 

В Литературно-краеведческом центре состоялся показ историко-документального фильма «Лестница Шустера». Имя фотографа Иосифа Шустера сто лет тому назад было на слуху у всех тюменцев. 

– В местных газетах размещались объявления: «Аптека переезжает по новому адресу», и чтобы было понятно, где ее искать, писали: «Против фотографии Шустер». Или: «рядом с фотографией Шустер». Видимо, все 50 тысяч горожан (таково население Тюмени к началу 20 века) знали точное расположение фотографического салона. Каждому хотелось накопить денег и оставить свой портрет на долгую память родственникам, – говорит раввин Тюменской синагоги, краевед Игорь Варкин. 

Игорь Евгеньевич увлеченно изучает историю еврейской диаспоры Тобольско-Тюменской губернии. Результатом его большого труда стали две интереснейшие выставки старинных фотографий, и вот теперь фильм, созданный Тюменской синагогой совместно с «ДроваленСтудио». 

«Лестница Шустера» в телевизионном варианте длится всего 28 минут, поэтому весь накопленный материал не вошел. Оставить не озвученным уникальный факт из давнего прошлого исследователь просто не смог: 

– Для меня было открытием, что Тюмень – один из городов первого мирового автомобильного пробега 1907 года Пекин– Париж, – рассказывает Игорь Варкин. «Сибирская торговая газета» писала о встрече лидера пробега итальянского князя Боргезе, прибывшего на автомобиле «Фиат» . К этому времени в городе был свой автомобиль, принадлежавший инженеру Беднарскому. Его- то и выслали навстречу. 

В газетной хронике отмечали, что «лидер гонки князь Сципиан Боргезе, прибывший 5 июля, был встречен за деревней Войновской. При приближении к деревне путешественникам сделали знак, и автомобиль остановился. Сцена встречи была снята фотографом господином Шустером». 

Сципиан Боргезе пересел на автомобиль Беднарского, и они торжественно въехали в Тюмень. В приказчичьем клубе путешественнику предложили обед и шампанское. А во время ужина фотографом Шустером была поднесена готовая карточка, снятая два часа тому назад. 

Шустер потратил время на дорогу, пока добирался на пролетке от деревни до своей мастерской в Тюмени. Технология печати фото была сложной, но за 1,5 часа он выполнил работу. По тем временам – колоссальная скорость, говорящая о высоком профессионализме фотографа. Боргезе очень удивился столь быстрому исполнению и сказал, что «это по-американски». 

Подлинник фотографии хранится в Ялуторовском музее, но снимок не привлекал внимания его сотрудников. Когда мы сделали запрос о имеющихся фотографиях Шустера, нам прислали несколько снимков и только тогда увидели запечатленный фрагмент этого удивительного события. Вот, оказывается, на каких автомобилях гнали из Пекина в Париж! Копия уникального снимка была представлена собравшейся многочисленной публике. 

Шустера называли неутомимым и вездесущим. Он всегда оказывался в гуще событий. Разглядывая его снимки, невольно спрашиваешь себя: что за человек стоял по ту сторону фотокамеры? 

Но портрет автора найти не удалось. Может, он считал себя нефотогеничным? А может, хотел остаться невидимкой. Прямо сапожник без сапог. Кстати, фамилия Шустер так и переводится с немецкого – «сапожник». 

Йосель (Иосиф) родился в Тобольске в 1867 году. Отец его был парикмахер. Умер, когда Йоселю исполнилось 9 лет. Возможно, потому мальчик получил только начальное образование. Учился впоследствии сам, на своих ошибках. 

Его старший брат Монс Шустер первый в семье сменил наследственное ремесло, открыл фотографическое заведение. В Тобольске к тому времени уже была большая конкуренция среди мастеров светописи, и Монс отправился в Восточную Сибирь осваивать новые пространства, куда еще не добрались фотографические достижения цивилизации. Мастерскую решил оставить своему брату. Но Йосель служил царю и Отечеству в Тобольском резервном батальоне. Напрямую передать ему дело было никак нельзя, и поэтому мастерскую он оставляет жене Йоселя. 

В феврале 1892 года Шустер и тобольская мещанка Асна Пейсаховна Левина поженились. Асна получала свидетельство на открытие фотографического салона. Так родилось предприятие, которому суждена долгая и успешная жизнь: «Художественная фотография А. Шустер». Тюменские краеведы долгое время не могли разгадать: кто скрывается за подписью А. Шустер? Выходит, в распространенном клише указано не имя фотографа, а название семейной фирмы: работник Йосель, а хозяйка Асна. 

Интереснейшие факты демонстрируют фотографии Шустера. Когда тюремные власти Тобольска решили идти в ногу с прогрессом и фотографировать заключенных, то для формирования личных дел пригласили молодого фотографа в качестве волонтера (т.е. за эту работу не платили). Честь и выгода сомнительные, а попробуй откажись. С 1895 по 1903-й Шустер снимал арестантов. Ему было также поручено формирование фотоальбома о достижениях тюремного трудового воспитания. 

Как тоболяк тоболяку в 1899 году Шустер отправил Д.И. Менделееву в подарок фотографию с могилы отца Дмитрия Ивановича. В ответ получил письмо: Менделеев благодарил его и обещал выслать свою книгу о поездке на Урал, в которой будут размещены фотографии Шустера. 

Экземпляр редкого издания «Уральская железная промышленность в 1899 году» хранится в Тобольском музее. И ряд фотографий Шустера действительно можно увидеть на страницах этой книги. 

В 1899 году Шустер направил в подарок Императору «Альбом: типы и виды города Тобольска». Альбом был сделан в виде небольшого ящика, куда вошли свыше 30 фотокарточек о прекрасной работе. Верхнюю крышку альбома вырезали из мамонтовой кости и покрыли зеленым плюшем, на ней на французском языке значилось название альбома. 

У известного тобольского коллекционера Аркадия Елфимова обнаружился другой, не столь богато украшенный, но в остальном точно такой же альбом! 

Краеведы спросили Игоря Варкина: почему фильм назван «Лестница Шустера»? Оказывается, тут все дело в фоне. Это полотно с красивыми картинками, которое натягивали на раму. Фон фотографа – его идеальный мир, куда он предлагает войти клиенту из мира скучной повседневности. Самый известный фон – дворцовая лестница. У ее подножия позировали купцы и чиновники, офицеры и гимназисты, барышни, крестьянки, впоследствии – чекисты, комсомольцы. Мир менялся, и менялся кардинально, но дворцовая лестница манила по-прежнему. Может, потому, что всем нам понятен и привлекателен образ ступенек, ведущих вверх. 

Но лестница-то спускается, значит, и позирующие спустились из своего дворца и замерли у подножья. Читать картинку или текст слева направо – это по-русски, но Шустер-то был евреем, а еврейский текст читается справа налево. В Библии одни ангелы по лестнице поднимались, а другие спускались… 

Что Шустер считал успехом? Предметом гордости для фотографа был Похвальный отзыв за участие в Курганской кустарной выставке 1895 г. В 1899 году ему вручили серебряную медаль «За усердие» на Станиславской ленте. Были и другие достойнейшие награды. 

Последнее деяние замечательного фотографа – альбом 1927 года к 10-летию Советской власти в Тюмени. Эти фотографии можно видеть в различных музеях. 

В фильме «Лестница Шустера» рассказывается о многих интереснейших событиях в истории Тюмени и Тобольска, о хлопотном поприще человека, посвятившего себя фотографии. 

Зрители были единогласны: фильм талантливый, увлекательный, содержит краеведческие открытия. Автор сценария и исполнитель главной роли Игорь Варкин проявил актерское дарование. Владимир Дровален отлично выступил в качестве оператора, режиссера и одного из ведущих. Конечно, хочется увидеть продолжение истории. Приятно сообщить, что вторая часть фильма будет рассказывать о Шустере как о человеке, открывшем в Тюмени несколько кинотеатров. Более того, Шустер – первый кино- хроникер, он снимал события, которые происходили в городе и вокруг, показывал их в своих кинотеатрах в качестве киножурнала. Пока они не найдены. Но вдруг опять улыбнется госпожа Удача… 

НА СНИМКАХ: создатели фильма «Лестница Шустера» Игорь Варкин и Владимир Дровален; на старинных фотографиях И. Шустера запечатлена семья у знаменитой лестницы; митинг в Тюмени. 

Елена ДУБОВСКАЯ /фото и фоторепродукции автора/ 

 

 

 


31666