«ЦВЕТНЫМИ ШЕЛКАМИ ПО БЕЛОМУ ШЁЛКУ Я ВЫШИЛА СЛОЖНЫЙ УЗОР…» 

ТВОРЧЕСТВО 

Выставка под названием «Поэзия вышивки прошлого», на которой представлены уникальные рукодельные работы первой половины XX века, открылась в феврале в ГАУК ТО «Ялуторовский музейный комплекс». Первых гостей вместе с сотрудниками музея встречала и её автор – коллекционер Оксана ЛУЗАН. 

«Оригинальная коллекция насчитывает около ста вышивок. На нашей выставке представлено чуть более 70 вышитых полотен различного тематического содержания. Благодаря этим работам мы можем прикоснуться к истории и культуре нашего народа», – оценила собрание полотен заведующая краеведческим музеем Т.Г. Бурлакова. 

Оксана Лузан поделилась историей своей коллекции. 

«С детства я росла в атмосфере творчества. В семье вышивали все – прабабушка, бабушка, мама. Мои сыновья тоже умеют. По профессии я экономист, а рукоделие, в том числе вышивка, это хобби. Создание коллекции никогда не являлось для меня самоцелью, всё получилось само собой. В нашем доме со временем скопилось много вышитых работ, выполненных родственниками, подаренных знакомыми или приобретёнными мною на блошиных рынках. Некоторые раритеты сохранились каким-то чудом: их собирались выбросить. Всегда стараюсь спасти такие работы: занимаюсь реставрацией не только вышитых полотен, но и рам с лепниной и резьбой. Обратите внимание: большинство рамок того же периода. Наличие сколов и потёртостей – своеобразный отпечаток прошлого, они передают дух давно минувшей эпохи». 

Оксана Юрьевна и представить себе не могла, что когда-нибудь её коллекция будет доступна широкой публике. Она приехала в Ишим навестить родителей, и тут случись директору местного музея увидеть несколько старинных вышивок из ее коллекции. «Надежда Леонидовна Проскурякова натолкнула меня на мысль организовать экспозицию, – говорит Лузан. – Своё путешествие выставка «Поэзия вышивки прошлого» начала с сибирских городов не случайно. Я ведь сибирячка, родилась в Нижневартовске…». 

Вместе с московской гостьей первые посетители совершили увлекательное путешествие в мир прекрасного. 

«Вот дореволюционная, так называемая салонная вышивка, выполненная гобеленовым швом, – поясняет Оксана. – Она выглядит иначе, нежели работы мастериц середины прошлого века – более насыщенная по цвету. Яркий тому пример – «Прощание Пушкина с морем» (по картине И.К. Айвазовского). Здесь один стежок соединяет восемь нитей, имеются сложные переходы. Другой портрет Пушкина, по картине художника О.А. Кипренского, вышитый в 1950-е годы, вызывает особый интерес, и даже любопытство. Как-то у меня спросили: «А почему поэт изображён с красными волосами?». Не знаю, возможно, у мастерицы не хватило нужных ниток, чтобы закончить работу, вот и дошила теми, которые оказались под руками. Еще одно изображение великого поэта (по картине В.А. Тропинина) было вышито более ста лет назад». 

Среди вышитых картин 1900 г. – «Портрет писателя Л.Н. Толстого» (художник Н.Н. Ге), «Девушка в платке» (А.Г. Венецианов), «Дети, бегущие от грозы» (К.Е. Маковский). Есть в коллекции и вышитые иллюстрации русских народных сказок:«Аленький цветочек», «Иван-царевич на Сером волке» и др. 

Привлекают внимание вышивки произведений известных живописцев: «Утро в Сосновом бору» И. Шишкина, «Три богатыря» В. Васнецова, «Лунная ночь» И. Крамского и др., а также современные пейзажи – «Кремлёвская набережная» (1950-е гг.), «Домик в деревне (1944 г.) и др. 

На вышивку «Домик в деревне», призналась коллекционер, она не сразу обратила внимание. Простой, незамысловатый сюжет – домик у речки с берёзкой, несложная техника вышивки: крестом на хлопчатобумажной ткани. Но когда увидела год вышивания, обомлела. «Работа вышивалась во время Великой Отечественной войны, – восклицает Оксана Юрьевна. – Представьте себе, что за этим занятием вышивальщица коротала вечера, ожидая с войны мужа, сына, отца или брата. Это картина, пропитанная слезами». 

Излюбленной темой мастериц, по словам Оксаны Лузан, были дети, котята, петушки, лошади, птицы, цветы… В одной из витрин – четыре рамки с петушками. «Этот петушок был выполнен Ленинской артелью инвалидов в 1959 г. и продавался по цене 10 р. 60 к., – поясняет автор выставки». 

Милы и трогательны старинные вышивки с изображениями детей, которые чем-то заняты. Вот мальчик играет с собакой, другой малыш – рядом с ёжиком. Девочка кормит лебедей. А это – юный лыжник… 

«Жаль только, что имена вышивальщиц утрачены. Вот если бы отмотать время назад и записать, кто автор той или иной работы!», – с горечью произносит моя собеседница. 

«Некоторые мастерицы, побывав на моей выставке, безвозмездно дарят свои вышивки, – говорит коллекционер. – Вот работа Генриетты Яковлевны Дорониной из Ишима. Олень, вышитый болгарским крестиком в 1954 году. Не могу не сказать ещё об одной старушке, которая живёт в Омске. Несмотря на неизлечимый недуг, она находит силы помогать музеям. Вот и мне принесла несколько вышивок. Большое ей спасибо…». 

Выставка Оксаны Лузан продлится до 31 марта. 

Елена НОВОЛОДСКАЯ-ПАНФИЛОВА, младший научный сотрудник ГАУК ТО "Ялуторовский музейный комплекс"


31588