ФЕСТИВАЛЬ
В начале марта в Тюмени прошла шестая по счету «Театральная революция».
Так по инициативе театра «Мимикрия» и Любови Лешуковой назвали фестиваль молодежных театров. Молодежь хочет производить революционные преобразования в любых областях деятельности, особенно в театральном деле. Но что у них получается? В 17-м году тюменский фестиваль стал европейским, его под свое крыло взял Центрально-Европейский комитет Международной ассоциации любительских театров. Посмотреть, что из этого вышло, в Тюмень приехали Алед Рис Джонс, член исполкома Международной ассоциации любительских театров AITA (Великобритания); Видас Силюнас, президент Российского центра AITA; Михаил Чумаченко, вице-президент РЦ AITA, президент ассоциации студенческих театров России и другие высокие чины AITA. Конкурсной составляющей нет, поэтому призы не предполагались: «Мы не имеем права назвать один спектакль более удачным по сравнению с другим», – так объяснил это решение Михаил Чумаченко. Взрослые решили: пусть дитя тешится и будет довольно.
На торжественном открытии вице-губернатор Тюменской области Сергей Сарычев завил: «Европейский театральный фестиваль стал возможным благодаря тому, что тюменское театральное сообщество сумело доказать: в Сибири есть творчество и креатив». Днем позже, общаясь с участниками, губернатор Владимир Якушев подтвердил желание и возможность правительства всемерно поддерживать молодежное театральное движение.
В Тюмень приехали любительские театры из семи стран, которые показали 10 разножанровых постановок. В выборе своего сценического репертуара труппы разделились на две группы: одни считают, что старая добрая классика (Сервантес, Достоевский, Чехов) лучше всего способна донести их «послания» зрителям и миру. Другие выбирают оригинальные пьесы, не известные никому, кроме их театра.
Особняком я поставил бы спектакль «Don Q…», привезенный из Лейпцига, который я назвал «кукольно-масочная мистерия с элементами клоунады и живой музыкой». Зрители весело смеялись над ужимками и прыжками актеров, но вряд ли до них дошла хотя бы малая толика глубокого смысла, заложенного в роман великим Сервантесом.
Все, что мы увидели, уже где-то было и не раз. Ничего революционного и даже нового в попытках молодежных театров найти свой путь к зрителю я не увидел. Видимо, прав Владимир Ленин, поучавший молодежь: «Чтобы стать подлинным революционером – надо хорошо знать классику!» Вот они и узнают, и пусть помогут им в этом деле опытные наставники!
Юрий ХОЗЯИНОВ /фото автора/