КОГДА ПРЕДМЕТ ОЖИВАЕТ

ПРЕМЬЕРА

Тюменский театр кукол накануне Международного женского дня сделал подарок и детям, и их родителям. Все помнят «Необыкновенный концерт», поставленный Сергеем Образцовым. Режиссер Сергей Кузин предлагает свою версию – двенадцать номеров, позволяющие окунуться в волшебный мир. Актеры показали свои возможности и все жанровое разнообразие, а еще поработали «живым планом».

В отличие от образцовского спектакля здесь нет конферансье. Связующим элементом стали сами актеры, занятые в постановке, и их мини-исповеди. По замыслу режиссера, они должны ответить на два вопроса – как попали в театр кукол и почему этот концерт считается необыкновенным? Путь каждого артиста на сцену состоит из вереницы случайностей. Как правило, девочки сначала играют в кукол, а потом уже вместе с куклами. Ведь здесь их считают своими полноправными партнерами. С ними нужно договариваться, подстраиваться под них, иногда укрощать. Работа с предметами – один из театральных фокусов. Вот перед нами обыкновенная веревка, но в мгновение ока она превращается в удава, с которым героически сражается Алексей Усов, а коллеги ему помогают. Номер заканчивается, и мы опять видим веревку, недоумевая, как происходит такое чудо. Оживление, одухотворение неживого – то, ради чего актеры-кукловоды выходят на сцену. 

Почти у каждого в хозяйстве есть садовые лейки, мы используем их только так, как положено: набираем воду и поливаем грядки и клумбы. В руках кукловодов они способны на большее. Если их перевернуть, поднять на уровень головы, то перед нами возникнет хор бойких пенсионерок. Как задорно бабушки поют, как лихо отплясывают. А через каких-то пять минут зрители видят на сцене троих парней и трех очаровательных девушек. 

Есть здесь и небольшие зарисовки. Например, о том, как выходец с востока нашел на улице пыльную бутылку. По законам жанра в ней оказался огромный джин. Но вместо того чтобы исполнять желание, решил избавиться от своего освободителя. Почему? Назло, слишком долго он ждал спасения. Но и парень был простоват лишь с виду, смекалка его не подвела. И как Кот в сапогах избавился от Людоеда, вынудив того превратиться в мышку, так и наш герой обманом сумел загнать джина обратно в бутылку. 

Давно я не видела в театре тантамаресок. Почему-то этот прием утратил свою привлекательность. А здесь Александр Бердников и Евгения Глухих потрясающе исполнил дуэт из оперетты «Сильва». Знакомая мелодия приобрела новые краски, а мелодрама превратилась в комедию. Без улыбки этот номер невозможно смотреть. Кто знает, вдруг они и других режиссеров наведут на определенные мысли, и в новых спектаклях появятся тантамарески. 

В умелых руках кукловодов тряпочки становятся балериной, на сцену выбегает самый настоящий страус. И какой «Необыкновенный концерт» без зажигательной цыганской мелодии. Вот где настоящее партнерство актеров и куклы. С какой страстью Юлия Графеева и Евгения Глухих отплясывают цыганочку, кокетничая с куклой в красной рубахе, и та отвечает взаимностью. На вопрос же, почему концерт необыкновенный, все дружно ответили – в театре кукол не соскучишься, тут все необыкновенное, волшебное. И только так рождается чудо. 

Юлия КОНКИНА 

Юрий ХОЗЯИНОВ /фото/


31586