ОЧИЩАЕТ И ТЕЛО, И ДУШУ

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Посты нужны. Как правило, мы ведем праздную, рассеянную и зачастую греховную жизнь. И Церковь своим авторитетом призывает человека хотя бы какие-то периоды жизни посвятить усиленной духовной работе. Как премудрая руководительница, как любящая мать, она воспитывает своих духовных чад. То есть пост – это время, когда человеку предлагается стать на страже своей души и серьезно потрудиться в деле своего спасения. 

Мы едим много лишней пищи, намного больше, чем нужно на самом деле. Едим много плохой пищи, которая нам тоже не нужна. В течение зимы зашлаковываем свой организм тяжелой, жирной, некачественной пищей, а пост – время, когда происходит очищение организма от этих шлаков. 

Следует подчеркнуть, что растительная пища более свойственна человеку, нежели животная. Строение нашего кишечника говорит о том, что мы не плотоядные и не травоядные, а что-то среднее. Мы плодоядные, так как нам свойственно питаться плодами: фруктами, овощами. Поэтому пост человеку не может принести вреда. Вред может принести неправильное отношение к посту, когда человек, движимый каким-то неразумным рвением, начитавшись древних патериков, житий святых, начинает возлагать на себя непомерное бремя поста. Без благословения, без совета самочинно начинает чрезмерно поститься и истощает свой организм. Но это вина не поста, а человека. Это может случиться в любой области. Можно причинить себе вред неправильным использованием автомобиля, компьютера, бытовых приборов, лекарств. Но если к посту подходить разумно, с рассуждением, то, кроме пользы, ничего от него не получите. Я сам имею небольшое отношение к спорту и знаю, что никакого негативного влияния время поста на организм не оказывает. Наоборот, появляется легкость, повышается выносливость. 

Одним из самых древних постов является Великий, наравне с постом в среду и пятницу. Древние канонические правила предписывают христианам соблюдать его. Форма этого поста менялась. Смысл – нет: этот смысл, прежде всего, в работе над своей душой. Ограничение в пище – всего лишь вспомогательное средство в этой работе, как костыли. Или есть хорошее сравнение – строительные леса. Если мы воздвигаем только леса, а внутри этих лесов дом не строится, какой в них смысл? Если воздерживаемся только в пище, а работы над созиданием своей души не ведем, тогда пост превращается просто в диету, которой занимаются и неверующие люди. 

Человек, вошедший в ритм поста, потом выходит из него с сожалением, поскольку чувствует реальные духовные плоды от постнических трудов. При условии, что вел какую-то духовную работу: начал чаще читать Библию, больше стал молиться, перестал смотреть телевизор, ограничил себе доступ в Интернет, стал чаще исповедоваться, причащаться, внимательнее относиться к своей душе, творить больше милостыни, посещать больных, помогать страждущим и т.д. 

Пост, образно говоря, – это пост солдата, который следит, чтобы на вверенную ему территорию не проник враг. Так и время поста – это период усиленного внимания к своей душе, чтобы ничто вражье, нечистое и чуждое в нашу душу не проникало. 

Если христианин будет участвовать в богослужебной жизни Церкви во время Великого поста, каких-то индивидуальных правил ему не понадобится. Первая неделя – это ежедневные продолжительные богослужения, чтение покаянного канона Андрея Критского. В течение поста совершается Литургия Преждеосвященных даров и другие великопостные богослужения. В эти дни нужно интенсивнее участвовать в храмовом богослужении, тогда вопрос об усилении домашнего правила не будет стоять, на него просто не будет оставаться сил. Если же нет возможности посещать службы, можно взять дополнительные молитвенные правила: чтение Псалтири, Священного Писания, покаянного канона Андрея Критского, творить земные поклоны с молитвой Ефрема Сирина. Святые отцы говорят, что келья устава не имеет. Здесь можно проявлять и творчество. Единственное, что не читается Великим постом, – акафисты, потому что это праздничное торжественное чинопоследование. Можно читать какие-то каноны, совершать поклоны. 

Время поста – это обострение наших страстей. Оболочка, которая нас отделяет от этого мира, истончается, и через нее чётче проявляется суть нашего естества, кто мы есть на самом деле: какие мы гордые, раздражительные, злобные, сварливые, несносные. Это время духовно небезопасное. Как говорится, лучше уж есть мясо, но не «есть» людей, лучше пить молоко, но не «пить» человеческую кровь. Иначе можно так запоститься, что все домашние убегут из дома. 

До революции, когда православие было официальной государственной религией Российской империи, с началом Великого поста прекращались все увеселительные мероприятия, закрывались мясные лавки, трактиры, кабаки, театры. Сейчас это невозможно, так как по Конституции наша страна многоконфессиональная и никакая религия не может объявляться государственной. Поэтому то, что относится к вопросам нашей веры, благочестия, ритуальных норм, должно касаться только нас, а не ложиться бременем на людей, которые к Церкви не принадлежат. А ведь часто так и бывает, что время поста ложится бременем на наших невоцерковленных родственников, членов семьи! Супруга начинает поститься и заставляет поститься своих домочадцев. Для них это неподъёмный груз, им не понятно, зачем это нужно делать, потому что в их сердцах еще не зачался Христос. Так же и в пределах всей страны мы не можем объявить, что мы, православные, постимся, поэтому закрывайте все развлекательные каналы, рестораны, клубы, не продавайте мясо в магазинах. Наш пост должен относиться только к нам. 

А соблазны были всегда, в любой исторический период существования Церкви. Не думаю, что христианам первых веков было легче поститься, нежели христианам XXI века. Христос говорит: «Вы соль миру». И нам нужно своей жизнью свидетельствовать всему миру, что есть другая жизнь, другие ценности, не прибегая к административным ресурсам принуждения. 

В то же время нельзя выпячивать свой духовный подвиг. Говорить всем налево и направо, что я грешник окаянный. Мытарь в притче не ставил целью показать, какой он грешный. Он приносил покаяние Богу. Так и мы должны нести свой покаянный подвиг втайне. 

Сказать самому о себе, что я грешный, легко, но если посторонний скажет тебе об этом, вот тогда и откроется, какой я весь «розовый и пушистый» с метровыми колючками. Поэтому неси своё подвиг пред Богом, и всё своё хорошее и плохое открывай перед Ним. Не пытайся казаться лучше, чем ты есть на самом деле, не прячь свои шипы за личиной ложного смирения и деланного благочестия, всё равно об них кто-нибудь уколется, старайся, чтобы этих шипов в твоей душе было поменьше. Ведь можно годами ходить в храм, а христианином так и не стать. 

Расскажу случай, который произошёл в нашем храме. Зашла в церковь одна молодая женщина, купила свечку и, подойдя к работнице храма, спросила, как можно поблагодарить Бога за рождение ребенка. И вот женщина, много лет отработавшая в храме, которая, казалось бы, должна быть образцом христианского милосердия, сострадания, кротости и любви, говорит молодой злым голосом: «Мужики не рожают». И отвернулась. А все потому, что молодая женщина была в брюках. Это и есть состояние слепого фарисея, когда человек, соблюдая внешние ритуальные предписания, начинает считать себя лучше других: я вот какая хорошая, я в юбке, платке, я всё делаю правильно (хотя это и далеко от истины), а те, внешние, – грешники. «Народ этот невежда в законе, проклят он», – говорили напыщенные фарисеи о простых людях. Это есть следствие неправильной духовной жизни, когда вместо смирения и любви человек культивирует в себе гордость, злобу и презрение к окружающим. Это люди, живущие без соответственного духовного руководства, они сами создают себе правила духовной жизни и живут в таком иллюзорном мире. Если человек самочинно подвизается, он неизбежно впадет в состояние духовной прелести. 

Когда мы начинаем неправильно поститься, то вместо смирения и покаяния у нас возникает чувство гордости, элитарности и превосходства над окружающими. Мы входим в магазин и с презрением смотрим, как люди покупают колбасу: а я вот покупаю капустный лист. Лучше прийти домой и наесться курицы, чтобы в тебе проснулось покаяние. 

Есть еще причина таких негативных явлений в нашей церкви – невежественность и низкий уровень богословской культуры наших прихожан. Он катастрофически мал. В большой степени это вина нас, священников. Мы мало учим и просвещаем народ божий. Однако это не снимает личной ответственности с каждого христианина: нужно непрестанно заниматься религиозным самообразованием. «И в Законе Его поучится день и ночь», – говорит псалмопевец Давид. 

Чего бы хотелось пожелать православным в дни Великого поста? Не бойтесь поститься, и Господь вам поможет. Главное – отнестись к этому серьезно, действительно настроиться на реальную духовную работу и предпринимать конкретные шаги. Тогда пост принесет духовные плоды, мы их почувствуем и к ним потом инстинктивно будем стремиться снова и снова. 

Священник храма Всех Святых г. Тюмени Николай СУШКОВ

 


31507