ИСТОРИИ СТРОКИ
Чудесная церковь в белом одеянии и небесного цвета куполами какой-то таинственной силой влечет к себе путника. Идешь по улице Республики, вдруг в «оконце» среди плотной застройки мелькнет высокая башенка. Так захочется разглядеть красоту! Свернешь на Семакова – храм демонстрирует торжественный вход и колокольни в несколько ярусов, с улицы Володарского – похож на сказочный корабль.
КАК СТРОЙКА ВЕЛАСЬ
Церкви в старину строились только в добром месте, чтобы счастье притягивалось. Сказывают добрые люди, что ямщику Черепанову явилась Божия Матерь, в память о знамении в том месте выстроили храм. Его и назвали Знаменским.
Подумать только, Знаменский кафедральный собор создавали около 150 лет! Достраивали приделы в разные годы. Талантливые зодчие обладали чистой душой, потому и создали гармоничное произведение в стиле русского барокко.
Первоначально в 1624 году поставили деревянную церковь, она сгорела, появилась новая, и ее не пощадил пожар. Пожары были настоящим бедствием для древней Тюмени. И вот, наконец, в 1786 году возвели каменный храм Знамение Пресвятой Богородицы.
В 1854 году на деньги купца Ивана Васильевича Иконникова возвели придел во имя Святого Иоанна Златоуста. Над его проектом трудились зодчие Богдан Цинке и Александр Васильев. Замысел увеличить площадь храма воплотился более чем удачно. Но опять же случившийся пожар в конце 19 века уничтожил созданный придел. В 1901 году екатеринбургский купец, владелец золотых приисков Михаил Иванович Иванов восстановил его, а через четыре года достроил еще один придел во имя Божией Матери Скоропослушницы. Стройка обошлась ему свыше 55 тыс. рублей. (Благотворитель Иванов был Почетным гражданином Тюмени).
ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА СПАСЛА ОТ БЕДЫ
Историк 19 столетия Николай Абрамов отмечал, что в этой церкви находилась древняя икона Божией Матери Знамение, «доска ее длиною около 2 ½, ширина 2 аршина, овальной осьмиугольной формы… Этот образ древнего грубого письма писан для первой деревянной церкви около 1624 года и стоял возле царских врат». Во время пожара ее удалось спасти. В 1848 году страшное бедствие постигло Тюмень. От приезжающего люда из России с кладями ямщиков завезли заразу – холеру, которая быстро распространилась по городу, умерщвляя людей. Ужас охватил тюменцев. Помощь докторов не всегда была своевременной и действенной. С мольбами о заступничестве верующие обратились к Царице Небесной. 8 августа начались молитвы перед древней иконой Знаменского собора. Спасения от беды просили православные и староверы. Чудотворную икону носили по всему городу и молились, молились. Чудо свершилось. Царица Небесная заступилась за тюменцев, так святой образ помог избавиться от страшного бедствия.
На следующий год для чудотворной иконы на средства купца Иконникова и прочих горожан сделали дорогую серебряную ризу, украшенную каменьями, и устроили, сияющий золотом иконостас. Кроме того, в храме находились другие древние предметы из золота и серебра. Убранство и иконостас были выполнены известным тобольским мастером Фёдором Черепановым.
Кстати заметить, купец Иван Васильевич Иконников торговал в Тюмени российскими и иноземными товарами. Не дрожал над каждой вырученной копеечкой, жертвовал на церкви, монастыри, и Бог помогал ему во всех благовидных делах. В 1836 году за деловые и человеческие качества Иконникова единогласно выбрали городским головой. Творить добро было предначертано всему его роду. Прадед, иконник Спиридон, в 17 веке переселился в Тюмень из Великого Устюга. Спиридон написал для Знаменской церкви высокопочитаемую икону Знаменье Божьей Матери.
В 1913 году церковь стала соборной, главным храмом Тюмени. В прекрасном виде святыня пребывала до черных дней атеизма.
ПОСЛЕ ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ БЕГУТ ИЗ ТЮМЕНИ БУРЖУИ
В историю Тюмени прочно вошло имя первого директора краеведческого музея, художника Павла Афанасьевича Россомахина. В подшивке газеты «Красное знамя» за 1943 год я наткнулась на статью «В Знаменском соборе» под рубрикой «по материалам Тюменского архива». Подпись – П. Россомахин. Как не прочесть?
«Нелепой архитектурной формы, нелепо окрашенный в какой- то розово-грязный цвет, мрачный снаружи, мрачный внутри Знаменский собор г. Тюмени был центром тюменских церковных организаций при Колчаке.
В июле 1919 года, когда по гениально разработанному стратегическому плану тов. Сталина белая армия была на голову разбита героической Рабоче-крестьянской Красной Армией (в духе времени даже название Красной армии писалось с заглавной буквы, а армии противника – с маленькой, – прим. Е.Д.), когда белые бандиты, сжигая и разрушая железнодорожные мосты, водонапорные башни, разграбляя государственное имущество, расстреливая десятками и сотнями содержащихся в тюрьмах большевиков, в панике бежали от Екатеринбурга к Тюмени, местные попы собрались в Знаменском соборе, чтобы обсудить вопрос об эвакуации (выезде)… В соборе собралось все духовенство г. Тюмени. Тут и старые «почтенные» протоиереи, и молодые священники, и кашляющие пропойными октавами дьякона, и смиренно-подобострастные псаломщики.
Каждый приходящий лицемерно кладет земные поклоны перед «чудотворной» иконой знамения. Грязный, полуоблезлый «чудотворный» лик, и руки прикрыты большими листами слюды; остальная часть закрыта серебряной позолоченной «ризой» с драгоценными камнями.
– Слуги дьявола, богоотступники большевики, как вам отцы, всем известно, приближаются к Тюмени. Они, проклятые, безбожники, сметают все на своем пути. Подвергают храмы и святыни поруганию… Вы сами видели, конечно, чудотворную икону божьей матери, источающую чудесным образом святые слезы, после того, как над ней надругались эти исчадия ада. Большевики приближаются. Наиболее именитые граждане Тюмени уже уехали на Восток. Остались только рабочие и те, кто ждет большевиков. Как же нам быть?».
Священники проголосовали. 7 голосов за эвакуацию, 8 воздержалось. «Прошло 20 лет. Трудящиеся Тюмени избавились от всех этих захребетников: попов, мулл, раввинов, ксендзов, всех этих ходатаев перед богами, строят радостную жизнь без эксплуататоров».
В экспрессивных тонах, соответственно духу времени, написана статья. Вряд ли автор сумел прокрасться на собрание духовенства и там все высмотреть, но он обладал бойким пером и воображением, что помогло обрисовать происходящее.
Из песни слов не выкинешь. Такую атеистическую статью оставил после себя легендарный П.А. Россомахин.
В 1929 году собор изъяли у религиозной общины. Сокровища его утрачены. Не сохранилась и святыня, что спасла город от холеры. В культовом здании разместились общежитие курсантов- колхозников, затем – учащихся автодорожного института.
НА ДУШЕ БЛАГОСТНО
В 1945 году Знаменский кафедральный собор отдали верующим. Яркие впечатления на всю жизнь остались у тюменца Евгения Викторовича Соколова, пилота Гражданской авиации 1 класса (сейчас на заслуженном отдыхе):
– В 1945 году мама впервые привела меня в церковь. Это был Знаменский собор. Мама сильно стосковалась по Богу, молилась. Я слушал песнопения, смотрел на иконы. Необыкновенная красота. Отмечалась Пасха. Народу собралось много, мы постепенно продвигались к алтарю. До утра простояли на службе, не помню, чтобы устали, утомились. Мама радовалась, что еще один храм открыли. Долгое время в Тюмени была действующей только Всех- святская церковь. При Сталине храмы стали возрождаться. Одним из условий открытия Второго фронта было открытие церквей. И Сталин пошел на это.
Располагается Знаменский храм рядом с Тюменским госуниверситетом, потому колокольный звон доносится в студенческие аудитории. В советские годы считалось зазорно посещать церкви, но студенты все же приходили поставить свечку в надежде, что Николай Чудотворец поможет удачно сдать сессию.
Старый храм – намоленное место, в нем и сейчас имеются чудотворные иконы. Например, образ Иоанна Тобольского. Митрополит Тобольский и всея Сибири Иоанн, живший в 18 веке, вполне возможно, с визитом приезжал в Тюмень. Митрополит помогал немощным людям исцелиться, его мощи имеют удивительную силу. Они находятся в Тобольске, где была его резиденция, а в нашем Знаменском соборе лик Иоанна Тобольского выставлен с частичкой его мощей. В 1916 году митрополит канонизирован и причислен к лику святых. И 23 июня православные отмечают День памяти Иоанна Тобольского.
Чудотворную силу имеет икона Знамение Абалакской Божией Матери. Ее отличительная черта состоит в том, что рядом с Богоматерью изображены Николай Чудотворец и Мария Египетская. Священники отмечают, что все образа имеют чудотворную силу.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II художник- реставратор В. Шитов изготовил киот для иконы «Знамение Богородицы», а совместно с архитектором Александром Клименко выполнил иконостас для Знаменского кафедрального собора.
– Патриарх как раз тогда приезжал с визитом в Тюмень, – рассказывает Почетный гражданин г. Тюмени Вадим Макарович Шитов. – После благословения работа спорилась. В течение десяти месяцев изготовил иконостас, а киот сделал моментально – за каких-то 20 дней, как раз к Пасхе успел. В храме иконостас был сколочен из ДСП, просто закрыли дырки в алтаре. Он не соответствовал ни стилю, ни характеру, ни времени. Поэтому тогдашний настоятель собора, отец Валерий, обратился ко мне, чтобы я поправил это дело. Конечно, было очень приятно, что мне доверили большую, ответственную работу. Иконостас получился в стиле тюменской деревянной резьбы, он такой легкий, теплый.
Я случайно обнаружил трещину на краю стекла иконы Спаситель. Стал вынимать стекло, а на нем – цветной отпечаток Христа! Понимаете, чудо, стекло располагалось в 5 см. от образа! Алексий II и протоиерей Валерий видели отпечаток, сказали, что подобное явление в России случалось не более 3-4 раз. Это – знамение. Но в храме делали ремонт и по недоразумению стекло убрали. До сих пор жалею, что так случилось…
В храм идут за божьей помощью. Во дворе святыни каждому мирянину запомнится надпись: «Кто уступает, больше приобретает». Слова преподобного Амбросия Оптинского звучат как добрый совет в трудную минуту.
От собора по великим праздникам начинаются крестные ходы, которые собирают большое число православных.
Культовое здание отреставрировано на деньги областного бюджета. Обновленный Божий храм жизнерадостной красотой и величием ласкает взоры…
НА СНИМКЕ: главный собор Тюмени.
Елена ДУБОВСКАЯ /фото автора/