ВЫСТАВКА
Всем известно, что театр начинается с вешалки. А персональная выставка Алевтины Юрчак на четвертом этаже Тюменского драматического театра начинается с фонаря. Точнее, "От фонаря" – именно такое название носит экспозиция. Фонарь в наличии имеется, и не один – это же театр, как тут без декораций! На фонарном столбе – указатели, чтобы зрителю было легче ориентироваться и в сложном выставочном пространстве, состоящем из поворотов и закоулков, и в разноплановом творчестве художницы. Читаем: "Батик", "Ангажемент", "Кубофутуризм 90-х"...
Пожалуй, с 90-х и начнем: Алевтина как раз окончила Тюменский колледж искусств, а через несколько лет состоялась ее первая выставка. В ту пору интерес к авангарду соединился в художнице с грезами о Египте и его исторических памятниках. Монументальный лаконизм храмов и гробниц, отточенная геометричность скульптуры – запечатленная в камне память о древней цивилизации, дрейфующая сквозь тысячелетия в ореоле мифов и легенд навстречу будущему... Все это замечательно подходило для живописных размышлений о месте человека в стерильной урбанизированной среде и для экспериментов с формой в эстетике кубофутуризма.
Батиком художница увлеклась гораздо позже. С потолка, в тайной мечте о ветре, свисают легкие полотнища в пурпурных слонах и золотых рыбках, направляя зрителя к морским фантазиям, которые воплощают собой совершенную противоположность "египетской" упорядоченности. Затонувший корабль, брожение красок в перламутровой дымке, хаос вольной стихии, сквозь который, впрочем, пробивается организующее начало – фрактальная гармония морской раковины... Так получилось, что в Египте Алевтина побывала шесть раз. А еще – в Болгарии, Чехии, Шри-Ланке...
В позапрошлом году с группой тюменских художников съездила на пленэр в Латвию и привезла оттуда множество пейзажей, в основном акварельных. Алевтина часто обращается именно к этой быстрой, деликатной технике, и не только при создании городских или природных видов. Ей интересно пробовать себя в разных материалах и стилях – выбор зависит от художественной задачи. Улочки старого города, набережная, мост, скамейки, купола – то зыбки, как вода, то масляно выпуклы, то жизнерадостно-декоративны, то сумрачно-монохромны. А город современный, непарадный, конгломерат многоэтажек, высоковольтных линий, гаражей и металлических конструкций – небрежен, скор, графичен...
От фонаря к фонарю. Каждый этап в творчестве – своеобразный огонек, который ведет за собой, озаряя путь, или манит издали, подобно маяку. Одним из таких огоньков стал для Алевтины Юрчак большой проект к 20-летию театра "Ангажемент". В экспозицию вошли избранные портреты актеров в сценических образах: Леонид Окунев предстает Амалией Носферату, Денис Юдин – Калигулой, Надежда Емельянова – Бывшей таксой из "Собак"... Но центральное место на выставке "От фонаря" занимают портреты ведущих актеров драматического театра в образах... самих себя. Портрет – сложный жанр, а изображать артиста вообще дело "опасное", шутит Татьяна Пестова. Или не шутит? Творческая личность бывает переменчива... Пожалуй, именно портрет Пестовой получился самым эффектным. Актер Владимир Обрезков полагает, что качества, которые подчеркнула в ней художница, "это, наверное, сегодняшнее состояние Тани". Кисти Алевтины доверили себя Владимир Орел, Геннадий Баширов, Андрей Волошенко и несколько других артистов...
Известная тюменская художница Альфия Мухаметова уверена, что Алевтине стоит продолжать серию театральных портретов. И не только театральных. Интересны портреты дочери, объединенные в цикл "Времена года", – внутренний мир девочки- подростка передан через краски и состояния природы. А театральный художник Алексей Паненков сделал любопытное наблюдение: "Мне показалось, она очень любит то, чем занимается. Любит заниматься рисованием, растиранием красочек по холсту. Все это вообще достигается большой любовью – к жизни, к людям, к обстоятельствам... Я уже много лет занимаюсь почти исключительно театром, но могу оценить: работы достаточно профессиональные. Однако это не потолок. Есть куда расти. Есть перспектива". Это не первый и не второй раз, когда Алевтина берется изображать творческих людей. В прошлом году там же, в драмтеатре, была показана графическая выставка "Женщины-легенды российского кино". В творческом багаже художницы есть портреты джазовой певицы Инги Лударевой, артиста театра "Мимикрия" Петра Шифельбаена, совсем небольшой, но выразительный портрет художника Олега Федорова...
С иллюстрациями к сборнику Натальи Корсак "Сказки с хвостом" соседствуют рукотворные куклы и "сувенирные" работы – милые глазастые зверушки, дети- ангелы, петухи с характером, интересные не только в нынешнем, петушином, году, забавные и интригующие натюрморты, символические коты и киты, которые умудряются нести на себе (или в себе) целый город. То есть кит всего один, ершовский, и стоит на нем град Тобольск, а вот коты баюкают, обнимают, согревают собой Тюмень... Вы еще не решили, что подарить гостю из другого города? Алевтина Юрчак пишет портреты подруг и знакомых, а иногда свои собственные, придумывает мистические пейзажи, изображает крылья на платках, чтобы тот, кто накинет их на плечи, чувствовал себя окрыленным, рисует музыку самобытной тюменской группы Gilead – средневековые замки, перекрестья балок и стропил над головой, бледный свет в потустороннем мраке ночи и фигуры музыкантов, то реальных, то похожих на призраков, – вечных странников по дорогам жизни и творческих исканий…
НА СНИМКАХ: автор и ее работы.
Кира КАЛИНИНА /фото автора/