КРАСНАЯ АРМИЯ ВСЕХ СИЛЬНЕЙ!

ИСТОРИИ СТРОКИ 

23 февраля мы поздравляем мужчин с Днем защитника Отечества. Этот патриотический праздник родился в 1918 году, ранее он назывался День Советской Армии и Военно- Морского флота. Изменилось название, но суть остается прежней.

Тюменская газета «Трудовой набат» 23 февраля 1923 года обратилась к читателям с призывом: «На 365 дней года у Красной армии только один день праздника. В остальные 364 дня не забывайте о ней!». 

В том году армия отмечала свой первый юбилей – пятилетие. Славной дате газета посвятила целый номер: все четыре страницы, даже пожертвовала рекламой. Давайте почитаем и услышим голоса эпохи. 

«НАШ ПРИВЕТ, НАШИ ПОЖЕЛАНИЯ АРМИИ ПОБЕДЫ» 

Передовица задавала мажорный тон, писали тогда экспрессивно, с запалом: «За пять лет своего существования армия разбила не один трон, который восстановляли десятки генералов, адмиралов, атаманов и пр., растоптала в грязи не одну корону, которую пытались надеть на свою голову новые и новые претенденты на звание душителя рабочих и крестьян. Разбиты десятки наших внутренних контрреволюционеров, отбиты многочисленные нападения внешних империалистов. 

Горячей благодарностью должны проникнуться трудящиеся Советской республики к Красной армии, не давшей культурным разбойникам сесть им на шею. 

В день 5-летия годовщины Красной армии, чествуя ее славные победы, мы должны также помнить и то, что еще не все наши враги разбиты. Мы – островок в капиталистическом мире, который грозят затопить империалистические волны. 

Несмотря на нежелание капиталистов сократить свои вооружения, мы сокращаем Красную армию до 500 000 человек. Это очень небольшая армия. Но количество мы должны заменить качеством». 

Председатель ВЦИК тов. Калинин в своем поздравлении был краток: «Одно могу пожелать: чтобы на будущий год улучшилось снабжение наших войск всяким техническим обмундированием». 

Главком всеми Вооруженными силами республики С. Каменев подчеркивал, что «Красная армия учится серьезно и планомерно науке побеждать. Я глубоко убежден, что никто из врагов не может овладеть ее оружием: великой правдой, за которую она борется, и глубокими резервами, которые готовы сплотиться вокруг нее». 

Член президиума Коминтерна Н. Бухарин высказывал пожелание: «Пусть на шестой год своего существования Красная армия будет поголовно грамотной, сытой, обутой, одетой, вооруженной, грозной, непобедимой. Пусть она будет любимым детищем рабочих всего мира, бедняков без земли, верным стражем угнетенных, грозой для угнетателей». 

Крупным шрифтом во всю газетную полосу раскинулся лозунг, украшенный двумя звездами: «Нам нужен мир. Наши соседи – империалистические хищники – хотят войны и захватов. Красная армия на страже. Она не даст им нарушить наш мирный труд!». 

«ГРАМОТА – ТОЖЕ ОРУЖИЕ, УМЕРТВЛЯЮЩЕЕ ТЕМНОТУ» 

В стране была массовая неграмотность, с которой пришлось бороться не одно десятилетие: «Обездоленная царем и помещиками, наша деревня долго еще не сможет давать армии грамотных солдат, – отмечала газета. – По свидетельству товарищей из некоторых военных округов, процент неграмотных, влившихся в армию осенью 1922 года, был настолько велик, что напомнил давно отошедшие в историю времена неграмотного и невежественного войска, которое расстреливало своих же братьев рабочих и крестьян. И эти молодые товарищи были посажены за букварь. В течение трех месяцев, не позже дня великого красноармейского праздника, они должны научиться грамоте, чтобы в этот день, как в прошлом году 1 мая, вполне сознательно принять присягу. 

Трудно было совершать этот новый подвиг. Недостатки в учителях, усиленные строевые занятия, кое-где недостатки в хороших учебниках, отсутствие приспособленных под школьные занятия помещений – все это напоминает те дальнобойные пушки, танки и проч. Хитрости мирного империализма, поставившего себе цель «взбунтовавшегося» русского рабочего и крестьянина поставить на колени. Но Красная армия привыкла сметать на пути к победе все препятствия и победит неграмотность!». В финале заметки звучит афористичное: «Красноармеец должен владеть карандашом и книжкой, так же, как винтовкой!». Как транспарант аршинными буквами напечатано напутствие: «Каждый красноармеец должен быть грамотным. Он должен знать Конституцию своей страны, программу Коммунистической партии и военное искусство, он должен быть впереди всех и повсюду!». 

«ВНИМАНИЕ ИНВАЛИДАМ» 

«В праздник мы не должны забывать о тех, кто кровью своей омыл путь к нашим победам и кто во имя этих побед отдал самое ценное, что есть у человека, – способность трудиться. Праздник должен показать инвалидам, что они – не жертвы бессмысленной войны, а жертвы великого долга во имя революции», – справедливо замечал «Трудовой набат». Вокруг этих людей собесам надлежало создать атмосферу внимания и проявлять заботу. А именно: очистить интернаты и дома инвалидов, провести вечера, организовать чествования с раздачей подарков, усилить в день праздника питание инвалидов. Сопроводил заметку такой лозунг: «Честь и слава красным инвалидам, отдавшим свою душу и куски тела за лучшую долю трудящихся!». 

А вот другой транспарант: «Красная армия освободила Тюменскую губернию от засилья Колчака. На трупах ее героев мы строим свою мирную жизнь. Честь и слава погибшим, горячая признательность живым!» 

Рассказы очевидцев о том, как в 1921 году зверски были замучены коммунисты в Сургутском уезде и о схватке с бандитами в селе Карымкары, бередили душу. Но побеждены враги. И звучит оптимистичное: «Революция открыла возможность любому рабочему и крестьянину быть на ответственном посту!» 

В 20-х годах в прессе публиковались информации о материальной помощи, напоминающие бухгалтерские отчеты: кому и сколько перечислили денег, сколько и каких вещей передали. Так вот, красноармейским частям Тюменского гарнизона к празднику Красной армии перечислили 204 000 денежных знаков и распределили их следующим образом «73-му дивизиону войск ГПУ – 15 000 р., ветеринарному лазарету – 8 000 р., конвойной команде – 6 000 р., коменданту города – 5 000 р., 86 полку – 80 000 р., губернскому военкомату – 18 000 р., дивизионному лазарету – 9 000 р., инвалидам Красной армии –10 000 р...». 

«МАНИФЕСТАНТОВ БЫЛО ТЫСЯЧ ШЕСТЬ» 

Лозунги, что печатал «Труднабат», были озвучены на демонстрации. Об этом праздничном шествии оперативно, с большим воодушевлением поведали неутомимые репортеры в одном из номеров газеты (№ 44, 1923 г.). 

«В будни, когда растяжная, широкозадая Тюмень прячется за работой по своим домишкам, скрывается в скрипе учрежденских перьев, грохоте и визге немногочисленных машин, нудной шагистике красноармейцев, мы не знаем о своей мощи, не чувствуем ее. 

Ведь не кошкообразные барышни, точно по повинности отстукивающие каблучками «Республику», и не кафе расскажут нам, занятым своими личными заботами и хлопотами, о нашей мощи. 

Маленькая, захолустная, смердящая, мещанская Тюмень и – баста. Нет, не баста! Не маленькая, захолустная, а большая, революционная, спаянная и сильная Тюмень. 

Об этом громко и отчетливо сказала манифестация 23 февраля. Даже мальчишки-пострелята знают о празднике Красной армии. 

Манифестантов было тысяч шесть. Шли, шли без конца с красными знаменами, под музыку оркестров рабочие, красноармейцы, служащие. То есть трудовая Тюмень. 

Длинной лентой по сибирской дороге вытянулась манифестация. Лихие, форменные гвардейцы, володарцы, ловко отбивающие шаг чонцы (ЧОН – части особого назначения – Е. Д.), радостные, бодрые герои предшествующих революционных войн, победители Колчака, Деникина и прочей мрази. А дальше – профсоюзники, взявшиеся под ручку совработники и рабпросовцы (работники просвещения – Е. Д.), металлисты, печатники, печатавшие шаги на снегу с картинным правофланговым… 

Чувствуется сила непреодолимая, не гнущаяся, напористая. 

– Вот нас сколько, силища-то какая! – хвастался мне один железнодорожник. – Одно слово – окиян! 

«Окиян» не «окиян», а море было. Охрипли приветствовавшие народ, здорово подмерзли руки, когда чествовали при прохождении церемониальным маршем, а все шли без конца и предела. 

Мощь сквозила непобедимая. Так, что не согнешь, не раздавишь! Трудовая мощь! 

Была она и в речах, и в массе манифестантов, и в острых штыках, и в простой шагистике. Трудовая Тюмень смотрела на себя в зеркало. И ахнула… Большая, красивая, не хуже Екатеринбурга. Пробовала мускулы, удивилась – железные. 

А нэпманы носы в воротники спрятали. Не их праздник. Он – наш, праздник пролетарской мощи!». 

«Митинг. «Мы не хотим войны, мы хотим мира! – раздается голос. – Но если кто вздумает посягнуть на наш мир, мы сумеем показать свою боеспособность и мощь!..» 

Жадно вслушиваются в каждое сказанное слово рабочие и служащие и своими горящими лицами сливаются в одно целое с красноармейцами. 

Стройными рядами под звуки музыки выходят красноармейцы, рабочие и служащие и нога в ногу идут по улице Республики, натаптывая своими каблуками скверну, запечатленную на ней праздником «отщепенцев» – Масленицей. 

– Глянь-ка, баба с ружьем! – говорит один обыватель другому. 

Да, в пролетарском государстве и женщины умеют владеть оружием и могут наравне с мужчинами отстаивать свои право и честь. 

Во всей толпе, участвующей в параде, нет ни одного угрюмого лица, все лица светлы и праздничны». 

«УСТАНОВИТЕ ПОРЯДОК!» 

Кроме радостных репортажей, газета выдавала и критические заметки. Как говорится, свобода слова. «Старшины 4-й роты 86-го Володарского полка провинившихся красноармейцев запирают в уборную. Это издевательство, а не мера исправления, и необходимо его искоренить». 

«В 86-м Володарском полку удивительный порядок. Подаст красноармеец докладную о переводе или отпуске, ждет-ждет ответа, да так и не дождется. А вот когда кого-нибудь под арест – резолюция моментально прилетит. По-моему, как и в том, и в другом случае резолюция должна налагаться одинаково быстро». Подписаны обе заметки просто: красноармеец Никита. 

«Несмотря на зимнее время, нижний этаж казармы поливается дождем – об этом ранее уже сообщалось в газету. Но этот Илья Пророк только разозлился на критику и теперь не только не прекратил «посылать» дождь, а еще начал посыпать песком и пылью… Кто же бы воздействовал на этого старика, чтобы он больше этого не делал?» – задавался вопросом некто Читатель. А у меня вопрос: что это за казарма с дырами на потолке? 

Вот так обрисовала праздник газета «Трудовой набат», подшивка которой хранится в госархиве Тюменской области. Фото красноармейцев предоставлено одним из тюменских коллекционеров. 

Елена ДУБОВСКАЯ 


31385