С ЮГА НА СЕВЕР

СПЕЦВЫПУСК 

Строительство нефтепровода Заполярье – Пурпе шло с юга на север – от конечной точки ЛПДС «Пур-Пе» в направлении ГНПС No 1 «Заполярье».

Первый стык нефтепровода был сварен 5 марта 2012 года. Но пик работ пришелся на январь – март 2013 года – самое холодное и одновременно самое продуктивное для прокладки магистрали время, когда многочисленные болота и водоемы севера скованы толстым слоем льда. Темпы работ для северных широт были поистине ударными – максимальный суточный шаг сварки в линию составлял до 1,8 км трубы в тепловой изоляции. Было задействовано сразу 40 сварочных бригад. На участках надземной прокладки за сутки забивали до 150 свай, монтировали до 55 опор.

Подрядчики сначала не верили, что можно так быстро строить, но департамент инвестиционных проектов ПАО «Транснефть» совместно с заказчиком строительства АО «Транснефть – Сибирь» рассчитали необходимое количество сварочно-монтажных колонн, их суточный шаг, определили, сколько людей необходимо мобилизовать дополнительно, как организовать поставку материалов, чтобы успеть до лета. Заключительный стык первой очереди нефтепровода Заполярье – Пурпе был сварен в конце мая 2013 года. Хотя первоначально планировалось сделать это в сентябре – октябре. Строители понимали: если не завершить прокладку трубы весной, придется дожидаться следующей зимы.

Одним из самых сложных этапов строительства линейной части нефтепровода стал переход через реку Пур, ширина русловой части которой по зеркалу воды в этом месте составляла 665 м. Для прокладки был выбран традиционный траншейный способ. Копали со льда, и для соблюдения всех норм безопасности пришлось ждать, пока корневой лед достигнет толщины 50–60 см, а потом намораживать ледовый покров до 1,5 м. Причем природа в этот раз отказалась помочь строителям – ноябрь и декабрь 2013-го были необычно теплыми для этих мест, поэтому пришлось сильно постараться, чтобы вывести на лед тяжелую технику.

Холод пришел позже, причем установились настолько низкие температуры, что не выдерживали даже гидравлические системы экскаваторов. Но, несмотря на трудности, строительство шло строго по графику, к концу марта были полностью готовы две траншеи – для основной нитки и резервной. Для этого из реки пришлось извлечь свыше 500 тыс. куб. м грунта.

Для укладки в траншеи были подготовлены и две нитки дюкера, длина основной составила 1300 м, резервной – 1190 м. Первой протянули резервную нитку, которая проходит чуть ниже по течению. Такая очередность позволяла исключить замыв соседней траншеи. Для протаскивания на противоположном берегу установили мощную 300-тонную лебедку, которая помогала трубоукладчикам тянуть дюкер и направляла его точно по оси траншеи, глубина которой в середине русла достигала 9 м. Одновременно с этим экскаватор расчищал путь уходящему в воду дюкеру, убирая опасные ледяные глыбы.

Первый же после завершения строительства весенний паводок устроил новому переходу серьезную проверку. Уровень Пура поднялся на 6 м, но до задвижек на подводном переходе вода так и не дошла. Их проектировали, учитывая склонность местных рек к большим и стремительным разливам. 


31320