Юрий Неёлов: «ЗАПАСОВ НЕФТИ В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ НА НАШ ВЕК ХВАТИТ!»

СПЕЦВЫПУСК

Предлагаем вниманию читателей интервью с председателем Комитета по экономической политике Совета Федерации РФ Юрием Неёловым

– Государственная программа социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации предусматривает реализацию ряда приоритетных проектов, в том числе и в зоне действия нового магистрального нефтепровода Заполярье – Пурпе – Самотлор. Каким вы видите комплексное развитие Арктики, и какое место в этой системе занимает новый магистральный нефтепровод Заполярье – Пурпе?

– Запуск этого нефтепровода фактически означает, что Ямал становится не только самым крупным газодобывающим, но и крупнейшим нефтедобывающим регионом России. Новый магистральный нефтепровод Заполярье – Пурпе ни много ни мало продвигает нас за полярный круг. То есть появилась реальная возможность комплексного развития значительной территории Ямала – Гыданского полуострова. А это и реальные новые возможности логистики, развития и углубления переработки, энергетики, выходы на Северный морской путь и на северо-запад страны, строительство инфраструктуры. Это новое качество жизни людей. Нас ждёт колоссальный объём добычи «черного золота» Ямала.

В последнее время Президент страны и Правительство РФ огромное внимание уделяют Арктике. Посмотрите даже на примере Ямало-Ненецкого автономного округа, как комплексно и эффективно на огромной территории площадью 750 тысяч квадратных километров развивается экономика. Если сейчас мы говорим только об одном заводе Ямал-СПГ, то в обозримом будущем будет и второй, а затем, уверен, и другие. Это будет мощный перерабатывающий комплекс, с большим и производительным портом, он уже строится, но непременно его мощности значительно расширятся...

Предполагается реанимировать существующий нефтехим, его планируется реконструировать. На Гыданский полуостров выходят нефтяники, а там мощнейшие запасы нефти, которой до этого, по сути, никто не занимался ...То, что брали, и сейчас по новому магистральному нефтепроводу Заполярье – Пурпе – капля в море, как свидетельствует геологоразведка!

Мне не раз приходилось говорить с геологами, специалистами, они уверяют: наших запасов хватит и внукам, и правнукам. Конечно, если мы будем добывать нефть по новейшим технологиям, с учётом нашего богатейшего и зарубежного опыта. Только заниматься надо очень серьёзно и привлекать настоящих профессионалов, самые передовые технологии.

– Проект Заполярье – Пурпе – Самотлор начинался с вашим непосредственным участием, когда вы занимали долж- ность губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа. Какие перспективы развития округа вы тогда связывали с этим проектом? И какова ваша сегодняшняя оценка с точки зрения достижения поставленных целей?

– Да, тогда было не совсем просто. Нам говорили: на Ямале – газ... А нефть – трудная, трудно извлекаемая, тяжёлая. Никакой инфраструктуры, стало быть, дорого. Но тяжёлая, значит, ценная! Мы преодолевали различного вида «рогатки», но проект отстояли. Взяли тем, что доказали – это и есть настоящая перспектива дальнейшего развития Арктики! И вот пуск нефтепровода компании «Транснефть» доказывает нашу правоту. Замечу: первого нефтепровода.

Увидим, как Ямал станет мощнейшим нефтеносным краем. Приятно, что мои соратники – и губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин, и президент «Транснефти» Николай Токарев – оказались такими упрямыми, в хорошем смысле. А коль нефтепровод есть, есть или очень скоро будет хорошая инфраструктура, так как самое главное сделано: деньги уже выделены, около 17 миллиардов, их осваивают.

– Верно, инвестиционный проект строительства нефтепровода Заполярье – Пурпе предусматривает крупные инвестиции в развитие социальной инфраструктуры (16,9 млрд руб.). Но это только первый этап сотрудничества нефтепроводной компании и органов государственной власти региона. Каким вы видите дальнейшее развитие этого партнерства?

– В тесном сотрудничестве, с учетом интересов ямальцев. С самого начала мы проводили именно такую политику. Приглашали руководителей крупных и не самых крупных компаний и говорили: вот вы пришли на Ямал добывать газ, а потом, может, и нефть. Но не забывайте, что здесь испокон веку живут люди, они готовы у вас работать, но у каждого из них есть семья, дети. Значит, надо строить детские сады, школы, Дома культуры, жильё, коммуникации, налаживать телефонные сети, доступ к Интернету, прокладывать дороги. И они прислушивались, а иначе никак. И особенно отрадно, что сегодня во все проекты по освоению богатств Ямала закладывается социальная составляющая, как и в первый нефтепровод.

Не вижу иного пути. Только крупные инвестиции в развитие социальной инфраструктуры Ямала позволят осваивать крупные залежи углеводородов, перерабатывать их на месте и поставлять на большие расстояния. Это должны хорошо понимать не только государственные чиновники высокого ранга, но и каждый предприниматель, если он действительно хочет стать крупным и успешным.

– За полярным кругом находится уникальная заповедная земля, где живут более семи тысяч ямальских ненцев, которые составляют почти половину населения района. Промышленное освоение заполярных территорий Ямала создаст дополнительные проблемы для традиционных промыслов или откроет новые перспективы развития?

– Мы всегда уделяли огромное внимание коренным малочисленным народам, и не только потому, что они малочисленные. Они ведь и есть истинные хозяева богатейшего Российского края, выжившие в невероятно суровых условиях, создавшие свою уникальную цивилизацию, культуру. Мы первыми в России создали Ассоциацию коренных многочисленных народов, которую возглавил их представитель, в то время председатель Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа Сергей Харючи, выходец, кстати, из заполярной Тазовской тундры. На территории Ямала у коренных малочисленных народов свои угодья для выпаса оленей, свои исконные промыслы, на которые никто никогда посягать не станет. Сейчас всё практически отработано и охраняется законами. А поначалу приходилось убеждать геологов, добытчиков, строителей возводить мосты и мостовые переходы, переходы для оленей, социальные объекты. Даже термин такой был: «компенсационное строительство». Много нервов и сил на это потрачено, но не зря!

– Вы нас убедили, что нефтеперекачивающая станция «Заполярье» – это далеко не конечная точка для нефтепроводного транспорта...

– Да, на этот вопрос я точно дал исчерпывающий ответ. Нисколько не поторопился... Поскольку, повторю, – идти и идти на Север, и чем дальше, тем лучше, там будущее всей страны. С освоенной по науке Арктикой Россия станет ещё могучее!

Интервью взял Михаил ВОЛКОВ 


31321