ИСТОРИИ СТРОКИ
Это сейчас заседания Думы начинаются в 10 утра. А в царское время гласные приходили на собрания вечером. И давалось им это чрезвычайно трудно, у каждого – коммерческие неотложные дела, к тому же господа работали в многочисленных комиссиях: по строительству, по обследованию семей, по призыву на действительную военную службу, в оценочных, ревизионных… Вопросов накапливалось множество, поэтому гласные засиживались. В одном журнале Думы так и значится: собрание прервано, «потому что ночь». Дома их ждали жены, дети, может, у кого тайная дама сердца уж все глаза в окна проглядела. Но дела по управлению городом требовали мудрого решения.
КУРАНТЫ ИСПОЛНЯЛИ «БОЖЕ, ЦАРЯ ХРАНИ»
Часы на здании Думы день за днем отсчитывали время, испол-няли Гимн Российской империи «Боже, Царя храни». Хорошие куранты, гордость Тюмени. Сконструировал их в 1857 году русский умелец, крестьянин из деревни Онохино Успенского уезда Алексей Трусов. Народный изобретатель работал медником на Жабынском (судоремонтном) заводе. На публичной выставке в Тюмени, которая состоялась в 1871 году, Трусова наградили Малой Серебряной медалью. Городской голова приобрел часы и распорядился водрузить их на фронтон здания городской Думы. В механизме часов 3 гири весом по 100 кг. Куранты и сейчас точно отсчитывают время, как работает их механизм, созданный по подобию московских, можно посмотреть, если побывать внутри здания.
А если время отсчитать назад, мы увидим большой термометр, изготовленный московским механиком Федором Швабе, установленный в 1892 году перед главным фасадом Думы. Тюменцы приходили, смотрели на указания ртутного столбика, тут же принимались обсуждать капризы погоды и выкрутасы небесной канцелярии.
В нескольких шагах находился одноэтажный Музеум, в котором хранилась шлюпка с надписью: «Александр. 1 июня 1837 г.», сделанной рукой цесаревича Александра. Это была та самая шлюпка, на которой Цесаревич со свитой перебрался через Туру. Замечательная достопримечательность Тюмени, не каждый российский город имел столь ценную вещь, связанную с царем! Еще тут лежал огромный камень с памятной надписью, что Тюмень посетил Наследник престола Великий князь Александр Николаевич. В зале заседаний размещался внушительных размеров портрет Николая II, написанный художником Федоровым.
ПЕРВЫЙ «НЕБОСКРЕБ» ТЮМЕНИ
Дума состояла под председательством головы из гласных, избранных на четыре года. Гласные (депутаты) – самые богатые, влиятельные люди, поэтому о различных льготах им не могло быть и речи. Наоборот, господа-заседатели для своего престижа занимались благотворительностью. Но вот случилась оказия, которая потрясла всю Тобольскую губернию и докатилась до самой столицы.
Вблизи здания Думы, на улице Спасской (Ленина), купец второй гильдии Василий Андреевич Копылов незаконно выстроил высотный дом. Имел сей господин мануфактурную лавку на Царской, являлся владельцем Копыловских кирпичных сараев (завода). Что скажешь, богатый господин. В общей сложности 16 лет проработал он в городской Думе, был депутатом и заместителем городского головы и вдруг отличился самым неожиданным способом. Его четырехэтажный дом оказался выше здания Думы! Этого Управа узаконить не могла. Личные связи сильнее местных чиновников, решил купец и обратился к легендарному земляку Григорию Распутину. В Санкт- Петербурге щепетильный вопрос решился в его пользу. Но по закону Мерфи: если дело началось плохо– кончится еще хуже. Первый «небоскреб» Тюмени свалился в овраг…
Зато здание Думы поставлено основательно. В 1824 году намечался приезд в Сибирь императора России Александра I, и в связи с планируемой поездкой отцы города решили возвести достойное сооружение. В 1826 году губернский архитектор Праман разработал проект, и с 1828-го по 1834 годы под руководством Митрофана Бобкова на средства, собранные с горожан, велось строительство. Работы завершились, правда, визит императора Александра I не состоялся. А здание-то какое вышло! Торжественное, в стиле русского классицизма.
В 1847 году Тобольская губернская комиссия сделала предписание о строительстве возле него пожарной вышки, и ее быстро со- орудили.
Исполнительной властью была Управа (она размещалась в думском здании). Чиновники из Управы извещали в специальных объявлениях о месте и времени предстоящих выборов, о порядке их проведения, но из 30 тысяч жителей Тюмени голосовать являлось лишь несколько сотен… Не очень активны, однако, были тюменцы.
Управа имела постоянную канцелярию, разделявшуюся на ряд отделов, соответствующих функциям городского самоуправления, здесь же создавались различные постоянные и временные исполнительные комиссии. Городской голова возглавлял и Думу, и Управу, координируя работу этих учреждений.
А какие были оклады у управленцев? В Государственном архиве Тюменской области я просматривала думские журналы за 1911 год. Вот и пожалуйста, секрета нет! «Постановлением городской Думы от 2 марта с. года за № 1 были определены оклады должностных лиц Тюменской городской Управы на четырехлетие – с 1911 по 1915 г. – в следующих размерах: городской голова – в сумме 4000 р., члены управы – по 1200 р. в год каждому». Можно было жить и не тужить.
РЕВОЛЮЦИОННОЕ ИМЯ
10 августа 1917 года собрание городской Думы демократического состава началось с обсуждения вопроса о переименовании главной магистрали Тюмени. Доклад звучал дерзко: «В новом мире не место названиям, напоминающим старое, канувшее в вечность прошлое. В Тюмени до сего времени лучшая улица города носит наименование, тесно связанное с царской властью. Это название должно быть уничтожено и заменено другим… Царская видела не один торжественный проезд царской свиты. По этой улице в течение десятков лет шли и велись в далекую сибирскую ссылку, в рудники и в тюрьмы тысячи идейных борцов за свободу, за благо своего народа и за лучшее будущее страны. Перед этими борцами за народную правду стояла конечная цель – создание народовластия, и вот, памятуя этих борцов и чтя их идеалы, за которые эти люди шли в ссылку, должны заменить старое название улицы новым, а именно: наименовать улицу «улица Республики» как девиз того совершенного идеала народовластия, к которому стремится русская демократия».
Из всех господ гласных один лишь Николай Иванович Беседных возразил: «Наша русская история была связана с царями в течение нескольких сот лет, и напоминание о царской власти можно встретить на каждом шагу. Переименовав все царские названия, мы все же не в состоянии изгладить из памяти народа воспоминания о царях, так как не в наших силах заменить историю России другой».
Тут не надо быть провидцем: все припомнится, не забудется. Беседных до прихода к власти большевиков был VIP-персоной, человеком во власти, активным политиком, владельцем газеты «Свободное слово». В сталинское время в 1938 году «антисоветского элемента» Беседных расстреляли.
Тогда на судьбоносном собрании Думы никто его не поддержал. Улицу Царскую переименовали. Так, после Февральской революции 1917 года, лишившей трона императора Николая II, а не после Великого Октября появилось громкое и свободолюбивое имя – улица Республики.
В 1918 году тюменские куранты замолчали. Их повредили в момент ожесточенной перестрелки красных отрядов с колчаковцами. Остановилось царское время, но для думского здания началась история не менее интересная.
РОССОМАХИНСКИЙ ЭТАП
«Создание губернского музея, с включением в него существующего при бывшем реальном училище музея, является срочно необходимым»,– было решено 6 июля 1920 года на совещании ответственных работников Тюменского губернского отдела народного образования. И в 1922 году краеведческий музей поселился в думском доме.
Исследователи прошлого особо выделяют директора Павла Афанасьевича Россомахина. Годы его руководства называют «россомахинским этапом», характеризуют как взлет в научной деятельности. Музей в первые годы Советской власти интенсивно пополнял коллекции, проводил выставки, пропагандировал историю края. Тем самым активно приобщал пролетарское население к культуре.
В годы войны помещение музея занимал госпиталь для раненых воинов Красной армии. На месте, где теперь комплекс «Вечный огонь», находилась пожарная часть. Огнеборцами были тогда в основном женщины, вместо машин– лошадки с телегами, насос «Красный факел». График работы: с 9 утра и до 15 дня, и с 18 до полуночи. Так работал великий Сталин.
После войны музейщики вернулись в свои пенаты. Россомахин целиком посвятил себя живописи, он был одаренным художником. Жил Павел Афанасьевич на Городище в частном домике, любил посидеть на завалинке, в праздник прокатиться по городу в роскошном тарантасе, заглянуть в музей, узнать, чем живут и дышат его сотрудники.
ПОЗОЛОЧЕННЫЙ ЦИФЕРБЛАТ
В 1953 году любитель-краевед и механик Алексей Галкин безвозмездно починил музейные часы. Он собственноручно изготовил утерянные детали, разработал и сконструировал систему боя. Словом, Алексей Григорьевич под стать тому же Трусову проявил мастерство.
В 60-х годах наши куранты исполняли Гимн СССР. В 2008 году, ко Дню города, знаменитые часы отреставрировали, получили они новый позолоченный циферблат. Старый отправился на хранение в музей.
Здание Думы является визитной карточкой Тюмени. Живет в нем музей, который достойно зовется «Городская Дума».
НА СНИМКАХ: здание Думы (Управы) в 19-м веке и в наши дни.
Елена ДУБОВСКАЯ /фоторепродукция и фото автора/