КУЛЬТУРА КУЛЬТА ИЛИ КУЛЬТ КУЛЬТУРЫ?

ТОЧКА ЗРЕНИЯ 

Морозный февральский денёк. За окошком минус тридцать. Кажется, никто носа на двор не высунет. Однако отчётный концерт народного хора Тюменского центра русской культуры собирает… полный зал. Узенький зазор между занавесом и стеной даёт возможность рассмотреть зрителей. В основном это пожилые дамы. Но есть и молодые люди. Их немало, что удивительно. Концерт начинается.

Аплодисменты. Одобрительные возгласы. Народу явно по нраву наше пение. Вроде бы мы не эталон. Не хор имени Пятницкого. Особым мастерством не блещем. Лишены эстрадной новизны и причудливости. Ничего поразительного. Старинные песни, петые-перепетые не одним поколением исполнителей. В чём же их прелесть? Что же такое заставляет нас петь, а зрителей – слушать? Что в этих песнях заставляет нас вновь и вновь грустить и радоваться, искать и находить утешение? 

Наверное, то же находим мы и в церковном пении, когда под сводами храма звучат волшебные звуки молитв и псалмов. Не всё понятно, а за сердце берёт. Песни Родины – это ж универсальные молитвы для простых сердец. Молитвы о здравии родной земли и о здравии твоих земляков, рождённых под общим небом… 

В конце 2016 года власти Санкт- Петербурга распорядились передать Исаакиевский собор Русской православной церкви. Россияне узнали об этом решении только две недели спустя и разделились на противников и сторонников передачи Исаакия РПЦ. 

Точка зрения противников передачи выражена в интервью, которое дал «Интерфаксу» директор музея Николай Буров. Вот некоторые выдержки: 

"Та поспешность, с которой пытаются решить этот вопрос, меня пугает, потому что это неподготовленная поспешность. Мы не готовы к этому. Когда я получил такое известие, оно меня буквально ошарашило, я не был готов к такому повороту событий. 158 человек при изъятии Исаакиевского собора нужно будет трудоустраивать. Нынешняя ситуация на рынке труда не такая, чтобы человек беззаботно относился к таким угрозам. Мне очень жаль, потому что это специалисты, которые воспитывались музеем и работали на него многие годы, а кое-кто и десятилетия. В пространстве храма вряд ли приживутся музейные стенды, макеты, скульптуры, которые не относятся к неотъемлемой части интерьера и не имеют церковного значения. Собор абсолютно мемориален, потому что эти стены, эти своды и полы помнят тех людей, музейных хранителей, которые во время блокады спасали там сокровища, свезенные из Эрмитажа, из Царского Села, из Гатчины, Павловска, Петергофа. Исаакий во время войны, с закрашенными куполами, был хранителем предметов искусства в осажденном городе. Приходится осмысливать дальнейшее движение. Я понимаю, как совершать движение к развитию, а вот как совершать движение к разрушению, к деградации, я не очень хорошо понимаю». 

«Нам нужно четче определить положение Церкви в современном обществе и современном государстве, – считает Буров. – Хотелось бы, чтобы государство относилось к своим учреждениям культуры не как к пасынкам и не как к иждивенцам. Это позиция тупиковая. У нас много делается, но очень много недоделывается. Я не прошу защиты, но защищать позицию государственного учреждения – это дело не только директора или работников, это дело государства. Мы работаем на это государство, а не на себя». 

По сути, конфликт выходит за рамки судьбы Исаакия. Налицо мировоззренческое противостояние. Безусловно, религиозные культы выстрадали и заслужили уважение. Не случайно в минуту военной опасности для страны открыли храмы. Но и культура тоже была мощным оружием в борьбе за независимость. Песня «Вставай, страна огромная!» стала поистине всенародной молитвой, многократно повторяемой и передаваемой из уст в уста. А легендарная «Землянка»! «Валенки» и «Стенька Разин» наделяли воинов на привале богатырской силой, исходящей из самого сердца милой Родины, поили живой водою из ее целебных песенных родников. 

С возрастом всё больше оцениваешь значение народной песенной культуры. Навеки врезались в мою память песни, которые певали за семейным столом бабушка, дедушка, отец, мать, мои тётушки, наши гости и друзья. 

В молодости я тоже прошёл через увлечение Западом. Как многие мои сверстники, учил наизусть песни «Битлз», но постепенно всё модное уходило на задний план, а детская «прививка» народной песней всё явственнее пробуждала в душе мелодии моего детства, мотивы народной стихии. Песни, с которыми ощущаешь себя частичкой великого целого. Песни, с которыми не страшно умирать. 

Песни, в которых живут боль, любовь, мужество, гнев, тоска, ярость благородная. Песни, которые рассказывают о судьбе страны, о ее героях и мучениках. Песни, которые воспитывают и обучают. Песни, которые стали моими университетами и которые я должен обязательно передать своим внукам. И это жизненно необходимо. Иначе «прервётся связь времён». 

«Скажи-ка, дядя, ведь недаром 

Москва, спалённая пожаром, 

Французу отдана? 

Ведь были ж схватки боевые, 

Да, говорят, еще какие? 

Недаром помнит вся Россия 

Про день Бородина!» 

Народная культура – сила, которая позволяет народу выстоять в самых жестоких испытаниях. Равно, как и религия. 

Когда бродишь по музейным залам Эрмитажа или по дорожкам Петергофа, ощущаешь гордость за свою великую Родину, которая сумела подняться из пепла не только силой молитвы, но и мастерством рук. 

Так почему же всё-таки сталкивают лбами культуру и церковь? Кажется, культ и культура должны быть союзниками в благом деле формирования национального менталитета. Культура культа и культ культуры дополняют друг друга и должны идти бок о бок. Их делают врагами. Почему? Какие «агенты влияния» затеяли эту идеологическую диверсию? Почему мы вынуждены выбирать между культурой и культом? Почему зачёркиваем одно во имя другого? 

Почему действующая, окупаемая государственная структура должна прекратить работу? 

«Я боюсь, – говорит Буров, – что этот раздор в обществе, который возникает в связи с Исаакием, каким-то образом навредит. У нас бывает, что совершенно неожиданно смерч возникает на ровном месте, без всяких к тому позывов». 

Не могу не согласиться. Хотя не всякий разлад вреден. Конфликт союзников подчас только продвигает дело. Но когда третья сторона бросает яблоко раздора и превращает вчерашних друзей во врагов, конструктив не просматривается. «От раздора пользы не прибудет». (Николай Рубцов). 

Когда у батюшки Владимира, настоятеля тюменского храма Серафима Саровского, журналисты спрашивают, почему ему так нравится исполнять под гитару песни Владимира Высоцкого, священнослужитель отвечает: 

– Эти песни созданы истинным христианином, лишённым лукавства и себялюбия…

Леонид ТКАЧУК /фото автора/


31275