КОЧЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НЕ ХУЖЕ

ОПЫТ

Ямал поделился опытом организации «кочевого образования» с представителями стран циркумполярного региона

В городе Коцебу (США) состоялось заседание рабочей группы по устойчивому развитию Арктики. В нём участвовали представители государств-членов Арктического совета и шести организаций коренных народов Арктики. 

Ямало-Ненецкий автономный округ представлял член Общественной палаты региона Александр Евай. Он выступил перед участниками заседания с презентацией регионального образовательного проекта «Кочевая школа». 

В ЯНАО проживают 42 тысячи представителей коренных малочисленных народов Севера, из которых порядка 17 тысяч ведут традиционный кочевой образ жизни. В тундре вместе с родителями находятся свыше 3600 детей. Они учатся и живут девять месяцев в году в школах-интернатах. Содержание интернатов, обучение и питание детей, доставку из стойбищ в школы и обратно обеспечивает окружной бюджет. 

Постоянное передвижение тундровиков, смена стойбищ не позволяют дошколятам ходить в стационарные детские сады и готовиться к обучению в школе. Региональная программа «Кочевая школа» стала одним из способов решения этой проблемы. 

Образование в местах кочевий предоставляют 22 образовательные организации: 17 детских садов и пять школ. Кочевым образованием охвачено свыше 200 детей. 

В результате поиска наиболее эффективных путей организации образования в местах кочевий на Ямале сложились разнообразные модели кочевого образования. Например, в полустационарной школе на фактории Лаборовая (Приуральский район), имеющей этностойбище, занятия посещают дети оленеводов, проживающих вблизи поселения, а также те, чья семья во время каслания оказалась в районе фактории. 

Кочующая школа незаменима в том случае, если семьи оленеводов проживают на очень большом расстоянии от каких-либо населённых пунктов. Работа педагога носит разъездной характер, связанный с касланием с оленеводческой бригады или семьи частников на большие расстояния. Этот вариант практикуется в настоящее время в Ямальском районе. 

Стационарная модель предполагает, что дети вместе с родителями проживают в тундре, а обучение происходит в специально построенных чумах либо модульных зданиях. Педагог при этом приезжает для работы вахтовым методом на две-три недели. Такая модель сегодня работает на фактории Паюта (Приуральский район). 

Выездной воспитатель – это ещё один вариант оказания услуг дошкольного образования через создание групп кратковременного пребывания детей в маленьких национальных посёлках и организации работы воспитателей детского сада в разъездном режиме. 

В рамках модели «Сезонная кочевая школа» в летний период педагоги выезжают на место каслания оленеводческих бригад на северной стороне Уральских гор и организуют обучение в естественных условиях проживания оленеводов. 

Для обеспечения проекта «Кочевая школа» проведён целый ряд мероприятий. Выделены субсидии на приобретение комплектов оборудования и закупку снегоходов для кочевых школ Приуральского, Тазовского и Пуровского районов. Организована подготовка кочевых учителей и воспитателей в Ямальском многопрофильном колледже. Приобретены за счёт окружного бюджета модульные здания кочевых школ, оснащённые всем необходимым оборудованием, в том числе спутниковыми системами связи. 

Промежуточные итоги реализации проекта «Кочевая школа» показывают, что охват детей дошкольным образованием увеличивается. Такая форма подготовки существенно облегчает адаптацию ребят при поступлении в школу-интернат и способствует большей успешности учеников. 

НА СНИМКЕ: в кочевой школе.

Пресс-служба губернатора ЯНАО 


31284