К ЛЕНИВОМУ РЫБА В СЕТЬ НЕ ИДЁТ

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Тема выездного заседания общественного совета при департаменте АПК, проходившего на рыбоперерабатывающем заводе в поселке Молодежный Тюменского района, – развитие рыбоводства. 

В разговоре на актуальную тему приняли участие заместитель губернатора Владимир Чейметов, заместитель председателя комитета по аграрным вопросам и земельным отношениям областной Думы Юрий Конев, временно исполняющий обязанности руководителя Нижнеобского территориального управления федерального агентства по рыболовству Игорь Иевлев, президент ассоциации производственно-торговых предприятий «Оцелот» Руслан Цицкиев, доктор биологических наук, профессор кафедры «водные биоресурсы и аквакультура» аграрного университета Игорь Мухачев, председатель общественного совета при департаменте АПК, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук аграрного университета Ольга Гончаренко. 

Мухачев: – Помню, в пору своего становления Сладковское рыбоводческое хозяйство добывало 200-300 тонн рыбы в год. А в прошлый сезон вылов составил 1316 тонн: карп, пелядь, судак, щука, окунь, карась. На заводе с замкнутым водоснабжением вырастили 124 тонны тепловодной тилапии. В пользовании этого хозяйства 20 водоемов площадью 17 тысяч гектаров на трех территориях. А вот в Вагайском районе, где озеро Большой Уват площадью более 18 тысяч гектаров, кроме окуньков и плотвички, ничего. А ведь в советское время в дополнение к аборигенной выращивали 500-600 тонн качественной рыбы. Применив современные технологии, на Большом Увате можно получать до 1,5 тысячи тонн. 

В Тобольском и Ярковском районах тоже не занимаются рыбоводством. Как немой укор ситуация в Армизонском районе. Там находится 50 тысяч гектаров самых продуктивных озер в нашей области. А товарной рыбы нет. Предлагаю в муниципалитетах, где имеется достаточное количество водоемов, организовать рыбхозы – по типу Сладковского и Казанского. Они могут стать опорными базами рыбоводства и рыболовства. Чтобы спасти озера от заболачиания, необходимо создавать рыболовно- мелиоративные станции. 

Чейметов: – Областное правительство оказывает значительную помощь рыбоводству и рыболовству. Предпринимателям компенсируется 90 процентов стоимости оборудования, половина цены на рыбопосадочный материал… Результаты есть – за три года более чем в два раза увеличено производство товарной рыбы. Однако потенциал наших озер значительно выше. Руслан Мовлиевич, ваши предприятия в лидерах производства. Не могли бы обозначить проблемы? 

Цицкиев: – Не буду в подробностях живописать, как торговые сети не оставляют нам шансов на реализацию продукции. Вынуждены тратить значительные средства на открытие собственных фирменных магазинов. Другой затратной статьей являются мелиоративные работы. Ни для кого не секрет, что заболачивание озер – это необратимый природный процесс. Наша задача – «омолодить» этот фонд и осуществлять на акваториях круглогодичный нагул. Начальные работы нами уже проведены с помощью областного бюджета. Появились первые экономически оправданные результаты. Одно дело, когда пелядь нагуливается сезон, и другое – если дать ей возможность набрать вес еще за один год. 

Аргументом в пользу развития нашего бизнеса в Тюменской области стал не только благоприятный инвестиционный климат. В областном центре находятся Госрыбцентр, Нижнеобское территориальное управление федерального агентства по рыболовству, два университета с подготовкой ихтиологов. Эти и другие факторы сподвигли нас на строительство современных заводов по переработке и выращиванию рыбы. Однако рыбохозяйственная база должна постоянно совершенствоваться. Нам нельзя отставать от лучших мировых практик. В начале мы ориентировались в основном на атлантическую рыбу, но попали под пресс санкций. Не устраивают нас цены и на тихоокеанскую, которую биржевые игроки «догоняют» до максимума. Такая продукция для покупателя становится неподъемной. Поэтому мы должны производить рыбу, которая будет пользоваться спросом. Для этого нужна поддержка наших проектов не только региональным правительством, но и федеральными структурами, наукой и муниципалитетами. 

Мухачев: – Вы справедливо отметили необходимость проведения широких мелиоративных работ на озерах, однако я хотел бы акцентировать внимание собравшихся также на их биологической мелиорации, которую практикуют ваше и другие немногочисленные предприятия. Китайская поликультура в водоемах выстрадана тысячелетиями. Схема очень простая. Белый амур поедает траву и водоросли (ему необходимо на один килограмм привеса пропустить через себя 40 килограммов растительности). Отходы от транзита этой массы в рыбе превращаются в удобрение, богатое микроорганизмами. В водоеме создается пищевая цепь. Толстолобик поглощает фитопланктон – очищает акваторию от зелени. Карп разрыхляет ил в поиске зообентоса. В Китае в прудах и озерах рыбы кормят сами себя. Вот чего надо добиваться. И водный гектар при грамотном заселении поликультуры в наших условиях способен давать от 200 до 400 килограммов рыбы, тогда как карась и окунь в десяток раз меньше. Получаем двойную выгоду – поддерживаем долголетие водоемов и получаем качественную товарную рыбу. 

Цицкиев: – Есть еще один вопрос. Это возобновление биоресурсов в Обь-Иртышском бассейне. Занимаясь переработкой, мы, как и многие другие предприниматели, надеялись на поставки сигов с Севера. Сейчас там вводится не только квотирование этой рыбы, но и наложен запрет на вылов муксуна. Поэтому для пополнения ассортимента вынуждены ввозить сигов из Канады и Якутии. Возобновлять биоресурсы нужно не только на Ямале и Югре. Если начнем зарыблять Пышму, Туру, Тобол, компенсируя ущерб от строительства мостов и других гидросооружений, то к нам вернется и стерлядь, и чир, и другая рыба. Хотелось бы, чтобы Госрыбцентр, ученые университетов дали аргументированные рекомендации на зарыбление. А мы с «Сибрыбпромом» можем предложить посадочный материл в любом ассортименте и количестве. Наша материально-техническая база позволяет вести расширенное воспроизводство. 

Чейметов: – Госрыбцентр уже десятилетия зарыбляет Обь- Иртышский бассейн, но эти усилия не дали желаемого результата. Хотелось бы знать – или технологии по зарыблению не соблюдались, или ущерб был настолько велик, что работы по воспроизводству оказались безуспешными. Может быть, надо было выпускать более жизнестойкую, подрощенную молодь? Нашему профессиональному сообществу следует определиться с технологией более эффективного зарыбления. 

Иевлев: – Я в Тюмени недавно, и мне еще предстоит определиться с распределением компенсационных средств, встретиться с предпринимателями, которые имеют мощности по воспроизводству. Вместе с производственниками и учеными разберемся, где были сделаны ошибки и как их исправить. В приоритете оставим те виды рыб, за которые люди голосуют рублем. 

Конев: – Откровенно говоря, переживать за осетров и стерлядь резона нет. В самом деле, следует определиться, какая рыба считается «народной», доступной по цене, какой объем воспроизводства для этого нужен, сколько денег потребуется. А потом организовывать круглый стол с предложениями Госрыбцентра, Нижнеобского территориального управления, ученых университетов и предпринимательского сообщества. 

Чейметов: – Хорошо, проведем мелиорацию на озерах, углубим, накопаем водоемов- спутников, зарыбим… При этом средства и усилия потратим на забаву и достаток чужих дядей. Мы закрепили за предпринимателями всего десять процентов озерного фонда – и именно на эти водоемы устремляются тысячи рыболовов-любителей. Если не решим вопрос о сохранении зарыбленных озер (итог нелегкого труда рыбоводов), то все усилия, плюс помощь бюджета и науки, будут сведены на нет. Нашему рыбному хозяйству уже нанесен существенный урон. По-серьезному в области работают только несколько предпринимателей, а все остальные не хотят тратить деньги – зарыблять, выращивать, вести мелиорацию озер, создавать рабочие места, обзаводиться переработкой – из- за боязни несанкционированного вылова браконьерами и любителями поживиться на свежем воздухе плодами чужого труда. Именно поэтому у нас лишь наполовину загружены мощности самых современных рыбоперерабатывающих предприятий, а ведь мы везем туда сырье и с Дальнего Востока, и с Севера. 

Конев: – Мы направляли наши предложения в Государственную Думу для выработки Закона о любительском рыболовстве, но его принятие тормозится. 

Цицкиев: – Однако вносятся изменения в правила рыболовства. Чтобы запретить рыбакам-любителям ловить аборигенную рыбу, нужна только помощь территориального управления федерального агентства по рыболовству. В отношении рыбаков-любителей все правила уже законодательно приняты, нужно только правильно выстроить политику, чтобы народ это понимал. Надеюсь, на круглом столе мы это обстоятельно обсудим. 

Гончаренко: – Давайте в решении заседания общественного совета также запишем: «Рекомендовать главам муниципальных районов, имеющих значительный фонд озер и прудов, оперативно разработать программы развития рыбоводства на 2017-2030 годы». 

НА СНИМКЕ: продукция нового рыбоперерабатывающего завода в п. Молодежный. 

Валерий ИКСАНОВ /фото автора/ 


31282