АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
Карта Единой системы газоснабжения (ЕСГ), в отличие от географической, менее статична: объемы, равно как и маршруты поставок газа, в ней отражаются в зависимости от бизнес-задач Газпрома. Примером тому недавнее перераспределение потоков газа в России с центрального на северный транспортный коридор, а также введение новых добычных мощностей и магистрального газопровода Бованенково – Ухта-2. В то же время есть на карте ЕСГ магистрали возрастом в несколько десятков лет, работа которых не утратит своей актуальности как минимум на ближайшее десятилетие. Одна из таких – система магистральных газопроводов Уренгой – Челябинск, основа основ созданного 40 лет назад Общества «Газпром трансгаз Сургут». О ней, а также о будущем предприятия, отмечающего в эти дни знаменательную дату, мы беседуем с его генеральным директором Игорем ИВАНОВЫМ.
ИННОВАЦИИ – В ИНФОРМАТИЗАЦИИ
– Игорь Алексеевич, обычно перспективы предприятия связываются с технологиями, которые там развиваются. Но, по-моему, у вас все, что можно, давно было внедрено и исправно работает. Чего еще ждать?
– Инновации были и будут всегда. Другое дело, что каждой из них свое время. К примеру, было время, связанное с пуском множества объектов на трассе, когда предприятию требовалось введение новых мощностей. Был период высоких темпов реконструкции, связанный с заменой на станциях газоперекачивающих агрегатов, запорной арматуры. Сегодня мы вышли на стабильный, сбалансированный режим работы, предполагающей надежное и бесперебойное обеспечение промышленности, коммунальной сферы, других потребителей энергоносителями. Именно такой – спокойной, уверенной, стабильной и безаварийной – работы сегодня требует от нас ситуация. При этом, безусловно, перед Обществом ставятся всевозможные управленческие задачи в духе современной рыночной экономики. Все они связаны с необходимостью снижения затрат, повышением эффективности производства.
То есть инновационных решений в техническом плане мы не ждем, чего не скажешь о большой работе в плане внедрения информационно-управляющих систем производства. Этот процесс протекает в рамках программы информатизации Газпрома. Огромная работа, в которой у «Газпром трансгаз Сургута» создан хороший задел. Программа, внедряемая у нас совместно со специализированными структурами компании, сегодня и в обозримом будущем как раз и будет являться одной из самых актуальных инноваций, связанных с управлением эффективностью и экономичностью производства.
В планах – внедрение большой программы управления рисками, к реализации которой Газпром только подошел. По ней уже сформулированы задачи, определены требования. Это тоже повысит надежность и управляемость предприятием. Так что развитие и совершенствование производства, как видно, на сегодняшнем этапе делает больший уклон на принципиально новые управленческие решения.
ОПЫТ ЕСТЬ ПРАКТИКА
– Уровень производства в былые годы и сейчас – разителен. В то же время в активе Общества немало проверенного временем, но все же старого оборудования. Как оно будет меняться?
– Как я уже сказал, в свое время мы высокими темпами заменили массу оборудования. Сейчас у Газпрома появилось много новых строек, решаются глобальные задачи, связанные с введением в эксплуатацию новых транспортных коридоров, диверсификацией потоков газа. И туда, конечно, направляются большие средства. В связи с чем наша программа реконструкции немного растягивается по времени. Но ее никто не отменял. Наша текущая задача – работать с тем самым проверенным временем, надежным оборудованием, которое сургутские газовики хорошо знают и имеют большой накопленный опыт в его эксплуатации.
– «Газпром трансгаз Сургут» – лидер в компании «Газпром» по эксплуатации украинских двигателей ДГ-90. В связи с известной политической ситуацией их ремонт пару лет назад переведен в Россию,«Тюменским моторостроителям». Что показала практика?
– Правильность решения. Просто другого-то выхода из ситуации и быть не могло. Вот у нас недавно вышли из строя два двигателя. Начали смотреть, анализировать. Оказалось, это были машины, отремонтированные в Николаеве в 2013 году. Получается, они даже не отработали свой межремонтный цикл, что красноречиво говорит о качестве проведенного ремонта. И если бы не тюменские моторостроители, то, возможно, предприятию вообще бы пришлось отказаться от эксплуатации сотни ДГ-90. Поэтому создание в Газпроме собственной ремонтной базы стало настоящей панацеей в решении актуального вопроса.
ВСЁ ЕСТЬ, И НИЧЕГО ЛИШНЕГО
– Газпром – глобальная энергетическая компания. Чтобы соответствовать этому статусу, в последние годы пришлось провести, в том числе, огромные структурные преобразования. По итогам прошедшего в июне 2016 года собрания акционеров глава Газпрома Алексей Миллер отмечал, что в будущем «не исключает возможности изменения конфигурации «трансгазов», в связи с перенаправлением объемов товарно-транспортной работы. Вашего предприятия это как-то коснется?
– Некоторое время назад Газпромом было дано задание дочерним обществам дать оценку неиспользования в своем производстве каких-либо мощностей на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы. У нас таких активов не оказалось ни одного! Трубопроводы, компрессорные, ГРС, АГНКС – всё, что есть у Общества, всё оказалось востребовано. Более того, у «Газпром трансгаз Сургута» сложился стабильный пул потребителей и поставщиков, который, не побоюсь утверждать, в таком формате будет сложен на ближайшее десятилетие точно. Строительство поставщиками газа каких-то крупных объектов, повышающих объемы транспортировки и потребления топлива, не предусматривается. Локальные проекты, типа строительства газопровода на Нефтеюганск, на общую ситуацию повлиять не смогут. То есть, иными словами, наша система магистрали останется стабильной, и изменение ее конфигурации большого смысла иметь не будет.
Но вернусь к началу ответа по поводу задания дочерним обществам. Возникло оно не с пустого места и вызвано объективной картиной: снижением объемов добычи газа в Надым- Пур-Тазовском регионе и переориентацией основных потоков на Ямал в сторону Бованенково. Именно там проложена артерия магистрали Бованенково – Ухта. Это сегодня самый прямой путь российского природного газа в Европу.
Ну а поскольку происходят снижение добычи и переориентация, не у дел остается немало мощностей. Выведение их из эксплуатации – тоже объективная реальность, ведь на поддержание технического состояния неиспользуемых объектов тратятся колоссальные средства. Внести ясность в то, что с ними, объектами, делать, позволит программа по ликвидации неиспользуемых мощностей. Такая проблема, насколько я знаю, коснется наших соседей – ООО «Газпром трансгаз Югорск», где перестанут использоваться (или будут консервироваться) десятки компрессорных. Затронет программа избыточные мощности «трансгазов» Чайковского, Нижнего Новгорода. При этом подчеркну особо: выведение мощностей – это не какая-то там неожиданность, возникшая вдруг. В Газпроме есть департамент перспективного развития, в компетенции которого решение и проработка подобных вопросов.
ПРИЧАСТНОСТЬ К БОЛЬШОМУ ДЕЛУ
– Нынешний юбилей «Газпром трансгаз Сургута» проходит под слоганом «Формула успеха». Вам какая формула ближе по духу?
– В свое время наш газопровод удачно лег на территорию, связав газоносный Север с промышленным Уралом. Он и построен был весьма рационально. Взять те же агрегаты: чередование электроприводных станций с газотурбинными позволяет специалистам легко поддерживать режимы. Изначально удачно сложился и коллектив, объединенный общими идеями и традициями. Я не помню, чтобы мы когда-то комплектовались кадрами со стороны. Всегда воспитывали их сами, с момента, когда человек, прежде чем занять руководящую инженерную должность, проходит все стадии производства. А до этого обучается, аттестуется, выдвигается в резерв. За ним ведется контроль со стороны производственных, кадровых служб, руководства. И понятно, что люди, выросшие в такой атмосфере, передают знания следующему поколению. Так что традиции плюс ответственный подход и есть формула успеха.
Олег ЕРМОЛАЕВ
Вадим ПИХНОВСКИЙ /фото/
ООО «Газпром трансгаз Сургут» – 100-процентное дочернее предприятие ПАО«Газпром». Образовано 23 февраля 1977 года. В составе Общества 26 филиалов, в том числе 14 линейных производственных управлений магистральных газопроводов, в которых действуют 38 компрессорных цехов, 273 «Газпром». Образовано 23 февраля 1977 года. В составе Общества 26 филиалов, в том числе 14 линейных производственных управлений магистральных газопроводов, в которых действуют 38 компрессорных цехов, 273 газоперекачивающих агрегата. В эксплуатации находятся около 6,5 тысячи км магистральных газопроводов от Заполярного месторождения до границ Омской и Курганской областей. Ежегодно предприятие транспортирует почти 200 млрд куб. м газа. Коллектив насчитывает около 9 тысяч человек.
Интернет-сайт: www.surgut-tr.gazprom.ru
e-mail: press@surgut.gazprom.ru