«ЭТОГО ЖДАЛИ МНОГО ЛЕТ»

СПЕЦВЫПУСК

Интервью с генеральным директором Сибирского научно-аналитического центра А.М. Брехунцовым

– Анатолий Михайлович, многие годы вы посвятили разведке месторождений на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Каковы потенциальные запасы нефти в районе действия нового нефтепровода Заполярье – Пурпе?

– В советское время строительство необходимой инфраструктуры нефтедобычи на территории Ямало-Ненецкого автономного округа продвинулось только до поселка Пурпе, поэтому все месторождения, которые находятся севернее этой точки, до последнего времени не разрабатывались. А ведь многие из них были открыты и исследованы десятки лет назад. И это такие крупные месторождения, как Русское, Пякяхинское в Тазовском районе, еще севернее Восточное и Западное месторождения Мессояхской группы. В целом, можно говорить об извлекаемых запасах на этой территории более миллиарда тонн нефти.

– Нефтепровод Заполярье – Пурпе построен и запущен в эксплуатацию. Как это событие повлияет на перспективы развития нефтегазовой отрасли Ямала и страны в целом?

– В районе построенных нефтеперекачивающих станций «Ямал» и «Заполярье», на территории Тазовского района, газ начали добывать еще в 1962 году. Но все эти годы отсутствие на севере Ямало-Ненецкого автономного округа нефтепроводного транспорта являлось сдерживающим фактором для развития топливно-энергетического сектора. Одно время на Ямале даже предлагали возить нефть с месторождений в автоцистернах. Но затраты на такую транспортировку делали бы проект абсолютно убыточным. И то, что ПАО «Транснефть» построило в Заполярье нефтепровод такой большой мощности, да еще и за собственные финансовые средства, – это великое дело. Это событие, которого мы ждали много лет. И вот свершилось...

Теперь можно с уверенностью говорить о комплексном освоении целого ряда перспективных нефтегазовых месторождений. Имеется в виду, что, помимо нефти и газа, на этой территории планируется добывать и перерабатывать 25–30 млн тонн в год газового конденсата и сотни миллионов кубометров попутного нефтяного газа. Добывающие компании уже активно работают в этом направлении. В Тарко-Сале действует завод по переработке конденсата на 12 млн тонн. Еще часть конденсата по продуктопроводам отправляется на переработку в Сургут. На протяжении ряда лет в городе Новый Уренгой строится нефтехимический комбинат по переработке широкой фракции легких углеводородов. Ожидается, что к 2019 году получим первый уренгойский полипропилен.

– Специалисты заполярную нефть называют тяжелой не только в переносном смысле, учитывая суровые условия, в которых ее приходится добывать и транспортировать, но и в прямом – эта нефть обладает повышенной вязкостью. Насколько это усложняет работу по ее добыче и транспортировке?

– В то время, когда открывались заполярные месторождения нефти, я работал главным геологом Тазовской экспедиции. На одном участке мы пробурили скважину, дошли до нефтеносных пластов и вот вместо ожидаемого фонтана вдруг увидели, как нефть из скважины выходит в виде густой и плотной массы, напоминающей «колбасу». Мы попробовали поджечь её, чтобы в первом приближении оценить характеристики этой нефти. Но оказалось, что поджечь не так просто. Пришлось сжечь целую бочку солярки, чтобы заставить воспламениться ту субстанцию, которую мы получили из скважины.

Оказалось, что на этом участке пластовая температура всего семь градусов выше нуля. Глубина залегания нефтеносных пластов 650–700 метров, а выше – 400 метров вечной мерзлоты. Нефть там сама по себе высоковязкая да еще и застывает к поверхности. Вначале вообще не было понимания, что делать? Чтобы ее транспортировать, необходимо постоянно поддерживать определенный температурный режим, поэтому на всем протяжении нефтепровода Заполярье – Пурпе и построены пункты подогрева нефти. А чтобы использовать нефть с еще более вязкими свойствами, таких участков в Заполярье немало, нефтяники планируют с Уренгойского месторождения проложить конденсатопровод, чтобы смешивать газовый конденсат с нефтью и таким образом доводить ее до стандартов, принятых в системе «Транснефти».

– По вашему мнению, нефтеперекачивающая станция «Заполярье» – это конечный пункт для нефтепроводного транспорта или есть перспективы для продвижения дальше на север?

– Если говорить об освоении новых перспективных месторождений, то наибольший интерес представляет территория Гыданского полуострова – это северная часть Тазовского района и частично территория Таймырского района Красноярского края. Там проводятся сейсморазведочные работы. Есть уже открытые нефтяные месторождения. Если запасы будут подтверждены и будет решение правительства об их освоении, то и нефтепроводный транспорт будет востребован. 


31316