НЕГАСНУЩИЕ ЗВЁЗДЫ
Когда уходят актеры такого масштаба, первое чувство – растерянность. Особенно если общался с ними лично. С Георгием Тараторкиным мне посчастливилось встретиться дважды. В 2007 году он приезжал в Тюмень с антрепризным спектаклем «Самое дорогое – бесплатно». Спустя несколько лет Георгий Георгиевич прибыл в наш город как председатель жюри премии «Золотая маска» и представлял лучшие постановки сезона. Жаль, хорошая традиция проводить фестиваль «Золотой маски» в Тюмени загнулась на корню после смены местного театрального руководства
Народный артист России, лауреат Государственной премии Георгий Тараторкин умудрялся совмещать множество ипостасей. Оставаясь действующим актером, работающим в репертуарном театре имени Моссовета, где служил с 70-х годов до последних дней, еще и снимался в кино. Впрочем, не так часто, как хотелось его зрителям. Помимо председательства на «Золотой маске», налагавшем на него огромную ответственность, был первым секретарем Союза театральных деятелей России. И везде работал в полную силу, не позволяя себе ни малейшей халтуры. Интеллигентный человек, всегда готовый выслушать, прийти на помощь и, несмотря на плохое самочувствие, не отказывающий в интервью.
В тот далекий приезд в Тюмень Георгий Георгиевич был простужен, но после спектакля пошел на встречу с местными актерами. И хотя разговор был деловой и откровенный, согласился на присутствие прессы. Мне и нашему фотокору Юрию Хозяинову даже не пришлось конспирироваться, получилась замечательная фотосессия. Свои эмоции Георгий Тараторкин не скрывал, рассказывая о театральных проблемах страны в целом и выслушивая проблемы тюменского масштаба. А потом ответил на мои вопросы.
Зрительское восприятие – удивительное дело. Для старшего поколения Тараторкин – лучший Раскольников из всех существующих версий «Преступления и наказания». Тем, кто запоем смотрел отечественные сериалы, Тараторкин знаком по роли отца Андрея Жданова из суперхита «Не родись красивой». Меня всегда мучил вопрос, что заставило такого актера согласиться на столь сомнительный проект. Ведь никто не знал, выстрелит он или нет. Во всяком случае, его дуэт с Ольгой Остроумовой добавил респектабельности сериалу.
И все же в кино он снимался нечасто. Во время интервью признался, что к и н ема то граф – не его любовь. Единс твенная страсть – театр. Это живое искусство, позволяющее импровизировать. Ни один спектакль не похож на другой.
– Я не очень отчаиваюсь, что нет хороших ролей в кино. Когда еще совсем молодым попал на съемочную площадку «Преступления и наказания», испытал настоящий восторг: рядом такие мэтры, как Смоктуновский и Капелян. Но радуешься только в тот момент, когда роль получаешь, а потом начинаются трудовые будни.
Георгий Георгиевич откровенно говорил и о тогдашней ситуации в театре.
– Она меня удручает. Такое ощущение, что власть занимается изощренной формой эксплуатации. Вы занимаетесь любимым делом? А что, вам и деньги надо за это платить?
Прошло десять лет, но ничего не изменилось. Однако Тараторкин продолжал трудиться на театральном пространстве. Помимо своего родного Моссовета, соглашался на антрепризы, но не на какие попало. Ему всегда было важно, кто автор, кто режиссер, кто партнеры. Возмущался, что некоторые актеры ездят на гастроли с двумя стульями, лишь бы собрать деньги. Рассказывал, как работал с Евгенией Симоновой и Чулпан Хаматовой в спектакле «Сильвия». А еще мы говорили о так называемом масскульте. Это когда для людей центром притяжения искусства являются Петросян и компания. И перечитывая свое давнее интервью, мне стало грустно. В самый прай-тайм по телевидению по-прежнему идут юмористические программы, а хорошее кино ставят глубокой ночью.
НА СНИМКЕ: Георгий Тараторкин в Тюмени.
Юлия КОНКИНА
Юрий ХОЗЯИНОВ /фото/