ЗОЛОТОЙ ВОЗРАСТ
Вовсе не редкость, когда в повседневной суете занятие для души мы откладываем на потом. Порой только выход на пенсию позволяет увлечься тем, о чем мечтал в детстве. И тогда жизнь наполняется новым светом.
«И ПРАВИТ РУКОЙ ПОРЫВ ДУШИ МОЕЙ»
– Рисовать нравилось еще в детском саду. В школе тоже любила уроки рисования. Учитель интересно объяснял, как передавать форму, объем. То-то было радости, когда у меня получилось изобразить здание нашей школы! Срисовывала с фотографий любимых актеров и раздаривала, – вспоминает Надежда Глухарева. – В медицинском училище было не до того. Однако находила время переписывать любимые стихи, сама их иллюстрировала. Кстати, эту привычку сохранила. Заполнила уже три тетради, хотя Интернет под рукой. И если «зашалило» сердце, подскочило давление или почувствовала головную боль, беру в руки тетрадь. Чтение стихов успокаивает, легче становится.
Свою жизнь Надежда посвятила медицине. Но однажды я увидела ее среди учеников профессионального художника Евгения Корнильцева-Быстринского. В какой-то праздник они сидели за мольбертами на площади и рисовали прохожим портреты.
О возможности учиться академическому рисунку в студии настоящего художника она прочитала в районной газете. Вскоре забыла, потому что в то время главным для нее был уход за родителями. А через год дочь Ольга, учительница, повела в библиотеку свой класс и пригласила на выставку картин Корнильцева- Быстринского маму. Между делом поинтересовалась, можно ли матери на шестом десятке лет стать его ученицей. И тогда Надежда решилась: набрала в библиотеке рекомендованной литературы, читала по нужной теме и даже больше. Не пропускала занятий в студии и со временем догнала одногруппников!
– Сначала, когда стала заниматься в студии, не могла провести прямую линию, болела спина от напряжения. Постепенно втянулась, учусь четвертый год. С нетерпением жду воскресенья – это день наших встреч и общения. На Рождество в Дом художника приезжали «ЛАДовцы» (члены районного литературного объединения), было так здорово! Не понимаю, как можно сидеть дома, когда вокруг столько интересного?! Очень хорошо, что в последние годы для людей старшего возраста открылись двери Центра дополнительного образования и Центра творчества, где раньше занимались только с детьми, – рассуждает Надежда. – На пенсии самое время выбрать занятие по душе. Это стимулирует держать себя в форме.
На ее домашнем мольберте я вижу цветущую саранку, на столике – карандашный набросок филина.
– Нынешний год – Год экологии, – пояснила моя собеседница. – Для участия в разных конкурсах будем рисовать животных, птиц, пейзажи родного края. Вот чем филин отличается от совы? Читала про него в Интернете, даже выписала все о нем, прежде чем взяться за рисунок. Моя студенческая подруга сейчас занимается на платных курсах в Тюмени. При встрече разговорились, а она не знает, что такое, к примеру, воздушная перспектива, когда рисуешь за озером лес, небо… Захотелось ей учиться с нами, да ездить далеко. А вот из сел района родители возят детей на уроки Евгения Георгиевича.
Своей студии у начинающих художников нет, их приютили сотрудники краеведческого музея. Зато в районе появился Дом художника, правда, не в Голышманово, а в небольшой деревеньке Быстрая. По инициативе Корнильцева-Быстринского первую выставку устроили на его малой родине, в здании бывшей начальной школы и медпункта. Убрали мусор, старые стены обтянули тканью и разместили картины. Побывал там глава района, подивился увиденной красоте и выделил из местной казны деньги на ремонт здания. Теперь педагог и его ученики часто ездят в деревню, где проходят выставки, встречи, дискуссии на разные темы. Там они работают и отдыхают, приглашают гостей. Сорвать мероприятие может только отсутствие дороги – в деревню ведет грунтовка, в дождь по ней не проехать.
По совету наставника Надежда хранит свои рисунки, чтобы видеть, как растет мастерство. Портреты дочери, внуков, мужа, коллег... Дарить их, считает, пока рано. Рисовать старается каждый день, чтобы, говорит, руку набить. В планах освоить холст, писать картины маслом.
РЕМЕСЛО – ДОРОГА К ТВОРЧЕСТВУ
Валерий Бархатов, супруг Надежды, всегда рядом с ней на выездных мероприятиях. Но увлечение у него другое. Со школы запало в душу токарное дело. В прошлом году купил небольшой станок. Обустроил мастерскую, где когда-то жили поросята.
В детстве, как многие сельские мальчишки той поры, разводил голубей. И не столько из любви к птице. Нравилось, говорит, строить голубятни, возиться с деревом. Вырос, стал трактористом, освоил бульдозер, экскаватор.
– Когда дядя Иван получил компенсацию на вклады в Сбербанке, подарил нам с сестрой по десять тысяч рублей. На эти деньги я купил циркулярный станок. Хоть и не занимался тогда с деревом, но мечта-то жила. Не так давно остался без работы – кризис, сокращение штатов. Чем заняться? Вот и решил – деревом! – рассказывает Валерий.
Кто-то презентовал жене раскладной табурет. Он посмотрел и сделал такие же для дочерей. Правда, пока приноровился, штуки четыре испортил. Предложили: смастери раскладной стол. Посидел в мастерской, подумал – и нате вам! Приглянулся в магазине «икеевский» стул, купил его. По образцу сделал свой, усилил крепление. Теперь стул можно брать с собой. У всей группы голышмановских художников такие. И мольберты, и рамки, и подрамники от него же – от Валеры.
Столы-стулья освоил, теперь пошли в ход изделия более тонкой работы – точеные.
– У каждой породы свой рисунок, и я не перестаю удивляться природе. Береза, например, бывает непредсказуема. А вот это черемуха, – Валерий протягивает мне небольшую чашу. – Чувствуете, какой от дерева аромат исходит? Она хорошо поддается обработке. Клен. Изделие из него получается гладкое, будто лаком покрыто. Яблоня тоже интересная! Теперь всех знакомых прошу: спилили деревце – мне сообщите.
Заметила, прежде чем что-то передать мне, мастер гладит руками свое творение, скорее, неосознанно, по привычке. Поэтому, наверное, и не покрывает ничем готовые изделия. Хотя объясняет иначе: кто купит, тот и покрасит на свой вкус: используй хоть гжель, хоть хохломскую роспись. В таком варианте все его вещицы и расходятся. Уже готов не один набор будущих пасхальных яиц на подставке и без. Бери да расписывай!
Подарки на праздники супруги, как понимаете, не покупают. В Новый год дарили родным комплекты ручной работы: елочка, Снегурочка и Дед Мороз. Одни заказывают Валерию доску для разделки теста, другие – для росписи, третьи – лежак для летнего отдыха. К моему удивлению, бывают заказы на скворечники. Тема, конечно, актуальная. Однако в моем детстве ребятишки вместе с отцами сами строили домики для птиц, и на каждой усадьбе, кстати, было не по одному.
Валерий и Надежда не считают себя мастерами, как говорят оба – они только учатся. Верят, у них все еще впереди!
НА СНИМКАХ: супруги Надежда Глухарева и Валерий Бархатов.
Галина СЕНТЕМОВА /фото автора/