ВОЗВРАЩЕНИЕ ШЕДЕВРА
Картина Василия Кандинского "Композиция" (1916) подобна актрисе небольшого театра, которая вырвалась в кинозвезды, но время от времени возвращается домой, на родную сцену, чтобы блеснуть перед теми, кто некогда открыл ее талант... В Тюмень "Композиция" приехала с очередных заграничных гастролей, и в музее изобразительных искусств тут же устроили ей торжественный прием, организовав выставку с подобающим названием – "Возвращение шедевра: Василий Кандинский".
Дополнительным поводом стали сразу два юбилея – 150 лет со дня рождения художника и 100-летие самого полотна. "Композиция" относится к зрелому, классическому периоду в творчестве Кандинского и полностью отражает суть его художественного метода. Словом, если хотите составить представление об одном из основоположников абстракционизма, эта выставка – как раз для вас.
Судьба у "Композиции" трудная, но счастливая. В 1929 году ее прислали в Тобольский краеведческий музей из Музейного бюро отдела изо Наркомпроса, а в 1958 году передали в Тюмень, где как раз открывалась картинная галерея. В каталоге 1963 года картина значится как "натюрморт неизвестного художника начала XX века". Полотно находилось в плачевном состоянии и в конце 70-х годов наконец-то оказалось в заботливых руках омского реставратора Валентины Бекишевой. Очистив холст от загрязнений, она обнаружила монограмму Кандинского – букву "К" в круге и цифру "16", а на обороте надпись "№207 (1916)". Искусствоведы полагают: может быть, и неплохо, что картина так долго оставалась в безвестности, ведь в советские времена русский авангард не жаловали...
Зато в конце 80-х это феноменальное художественное явление с восторгом открыли заново. В 1989 году в Третьяковской галерее и Русском музее состоялись первые крупные выставки "забытого" Кандинского, и к композиции № 207 пришло заслуженное признание. Картина отправилась в турне по городам и странам, подолгу гостила в Германии, Италии, Финляндии, Франции, Японии, Испании, Австрии, Бельгии...
Кандинский и сам был странником. Путешествовал по Европе, жил в Германии, во Франции. Кстати, художником он стал не сразу – изучал экономику и право, в 30 лет получил место профессора на юридическом факультете университета города Дерпта (Тарту) и... все бросил, чтобы посвятить себя искусству. Рубеж веков – благодатное время для талантливых, ищущих натур, бурная пора радикальных идей и смелых экспериментов, когда рождались новые стили, формы, концепции и творческие сообщества. Кандинский увлекался музыкой, театром, мечтал о синтезе искусств, писал теоретические труды, уверенный, что живопись, как и звук, может воздействовать на чувства человека, минуя привязанность к предмету и сюжету, за счет внутренней жизни самой картины, движения цвета, линий и плоскостей.
Композицию № 207 Кандинский создал в Москве, куда вернулся после начала Первой мировой войны. В это время он много писал виды родного города – и почти реалистические, и полуабстрактные. Есть предположение, что "Композиция" навеяна пейзажем с лодками на Москве- реке в солнечный день. Но велика и вероятность, что перед нами размышления художника на тему Всемирного потопа. Линии, штрихи, цветовые пятна разной конфигурации, сталкиваясь и взаимодействуя друг с другом, кружат в танце стихий: мир, распавшийся на кирпичики и смытый в первородный океан, – на пороге нового творения… "Каждое произведение, – писал Кандинский, – возникает... как возник космос, – оно проходит путем катастроф, подобных хаотическому реву оркестра, выливающемуся в конце концов в симфонию, имя которой – музыка сфер. Создание произведения есть мироздание".
Программная картина мастера предстает перед зрителями в окружении достойной свиты – абстрактных произведений современных мастеров живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. Желающие могут дать волю воображению, сотворив собственную "композицию" на основе контурного рисунка (как в книжках-раскрасках), и почувствовать, каково это – строить свое личное разноцветное мироздание.
Кира КАЛИНИНА /фото автора/