ИСКУССТВО УРАЛА В ОТРАЖЕНИЯХ ПАМЯТИ

ВЫСТАВКА 

"Арт-маршрут: Отражение. 15 уральских художников" – таково полное название творческого проекта, который в честь своего 15-летия подарила любимому Екатеринбургу компания "Группа Синара". Кое-что досталась и нашему городу, причем сотрудники Тюменского музея изобразительных искусств сумели удвоить подарок, дополнив выставку "Отражения" из коллекции Екатеринбургской галереи современного искусства произведениями именитых уральских мастеров из собственных фондов.

Идея выставки состоит в том, чтобы показать Урал "как территорию взаимодействия отечественных индустриальных и культурных традиций... и проследить эволюцию живописно-пластического языка уральского искусства за последние 100 лет". Поэтому в числе отборных пятнадцати оказался и душевный Иван Слюсарев, чей творческий путь начался в первые годы XX века и принес ему звание родоначальника уральского пейзажного жанра; и лирик Виктор Зинов, и Лев Вейберт, и Олег Бернгард – художники военного поколения, люди трудной судьбы и разносторонних дарований; и архитектор по образованию Александр Бурак, который успел поработать в области документального кино и мультипликации, но по-настоящему заявил о себе в живописи; и драматичный, экспрессивный Герман Метелев; и художники нового времени – дизайнер, акционист и поэт Олег Еловой, музыкант Александр Елецкий, который пришел к краскам и холсту через идею синтеза искусств... Разные поколения, разные темпераменты, разное видение, разные периоды в творчестве – и общая любовь к родному краю, к родному городу, к людям уральской земли и их делам. 

В одном экспозиционном пространстве соединились импрессионизм, соцреализм, современные искания, искусство наивное и примитивное, даже не слишком привычный нам гиперреализм. Это направление, очень требовательное к мастерству художника, выбрала для себя Любовь Александрова. Сверхреалистичность и детализацию изображения, поданного крупным планом, в игре отражающих плоскостей, она соединяет со стремлением к психологизму и повествовательности. 

Но самое интересное на выставке "Отражения" – это истории- воспоминания от искусствоведа Натальи Паромовой, которая лично знала многих екатеринбургских, а в прошлом свердловских художников, видела, как менялись их творческие интересы и манера письма, бывала на выставках, в которых они участвовали, видела их самые значительные и смелые картины, вызывавшие споры, восторги, неприятие... 

– Самые яркие имена, которые прозвучали в 60-е годы, – это Герман Метелев и содружество Мосин-Брусиловский. Мосин занимался скульптурой и не знал, что лучше – скульптура или живопись. Мне лично больше нравилась скульптура. Он сделал скульптурный портрет Свиридова. Я таких не видела – это действительно Свиридов, некая глыба, что-то необыкновенное. Но Мосина не любили, потому что он человек внутренне мощный, бескомпромис- сный, никуда не свернет, никому не уступит, будь ты хоть трижды секретарь какого-нибудь партбюро. 

Работы Геннадия Мосина и Миши Брусиловского у нас висят рядом. При монтаже экспозиции это получилось само собой, и мы решили, что так, наверное, и должно быть. В начале 60-х годов Мосин и Брусиловский взорвали представление о советской исторической картине. Они решили написать работу, посвященную Владимиру Ильичу Ленину. Сделали большой эскиз. Комиссии понравилось, эскиз утвердили, заплатили аванс. И тут Мосин сказал Мише Шаевичу: "Давай напишем другого Ленина". В пику Серову Владимиру Александровичу. Помните "Ходоки у Ленина"? Там такой интеллигентный, добрый дедушка... 

А они сделали вождя пролетариата. Можно посмотреть в интернете, картина называется "1918 год". У комиссии был шок. Это совершенно не походило на первоначальный эскиз – Ленин стоял, написанный с таким напором, мощью, страстью, гневом, что в комиссии испугались: кого он клеймит – то ли буржуазию, которую надо уничтожить, то ли коммунистов, которые чему-то изменяют... Там стоял Свердлов, в блестящей кожанке, весь как неживое существо, как изваяние из чугуна. Алая трибуна, доски крест-накрест, черные, страшные небеса, и людей почти не видно. Эта картина так надвигалась на зрителей, что партийные люди попятились. Одни кричали: это новое слово, потому что гражданская война, потому что это действительно вождь, потому что переворот в государстве. Другие кричали: вождя не надо! Кончилось тем, что стали спрашивать военных, стали спрашивать высшую инстанцию под названием КГБ. КГБ сказало: можно. Картину оставили, но скандал был большой. Люди шли в "Манеж" смотреть эту картину. Слух прошел: необычный Ленин, не такой, как в учебниках истории, совсем другой. И вот этого другого Ленина, другое прочтение эпохи, трагической, страшной, кровавой – сделали Мосин и Брусиловский. 

Я запомнила Брусиловского по картине, которая была на выставке "Урал социалистический" у нас в Тюмени в 1979 году. Грандиозное полотно – живые механизмы, синие, зеленые, алые краны, что- то страшное, техническое, все это переплетено. И стоят очень красивые рабочие. Они были в спецовках, а в центре – парень ослепительной красоты, в белом. Белый костюм, белая рубашка, какие-то особые белые туфли. Тонкие пальцы, как у музыканта, волна волос. Он смотрел на зрителя и улыбался. Работа была огромного размера, настолько необычная, так здорово сделана, что сразу привлекла всеобщее внимание. 

Виталий Волович держался немножко наособифцу. Он прославился как книжный иллюстратор. У меня собрание сочинений Флобера, Достоевский с его иллюстрациями. Он сделал совершенно невероятные иллюстрации к "Ричарду III" Шекспира... 

Картины Воловича, Брусиловского, Мосина и других замечательных уральцев демонстрировались в Москве на юбилее "Группы Синара", а по дороге домой заехали показаться тюменцам. Но главный "арт-маршут" выставки "Отражения" пролегает по самому Екатеринбургу. На улице Вайнера у галереи современного искусства установлены щиты, на щитах – постеры с репродукциями картин, тех самых, что в данный момент гостят в нашем музее. "Очень качественные постеры, – делится впечатлениями Наталья Александровна. – Красивые щиты, с подсветкой". Что ж, пусть жители уральской столицы созерцают постеры среди заснеженных улиц. А мы в тепле музейных залов полюбуемся оригиналами. 

Кира КАЛИНИНА /фото автора/ 


30925