«УТИЛИЗАЦИЯ» -  НЕ УНИЧТОЖЕНИЕ ОТХОДОВ, А ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИХ С ВЫГОДОЙ

ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗГОВОРУ 

ГЛУБОКАЯ ПЕРЕРАБОТКА ПОМЁТА УЛУЧШИТ ЭКОЛОГИЮ И ПРИНЕСЁТ ПРИБЫЛЬ 

Проблема утилизации отходов в животноводстве и особенно в птицеводстве существует не одно десятилетие. Долгое время с нею мирились. Одни, стиснув зубы, платили штрафы, другие, закрыв глаза, спокойно принимали их, благо, размер взыскиваемой суммы устраивал. Но всему есть предел. И он, похоже, наступил. 

Серьёзные штрафы "посыпались", как из табакерки… Синявинская птицефабрика оштрафо- вана на 116,4 млн, Уфимская – на 97,5 млн, Ангарская – на 130 млн рублей. Красноярский агро- холдинг "Сибирская губерния" обязали заплатить за загрязнение почвы 55,8 млн. Соседи, челябин- ские птицеводы, оштрафованы на 22 млн. Административный штраф в 50 тыс. руб. за порчу земли сельхозназначения получила и наша Боровская птицефабрика. 

Нигде в мире, кроме РФ, не разрешат сегодня построить птицефабрику без перерабатываю- щего отходы производства. Экология и здоровье населения у европейцев на первом месте. Не случайно глава Ватикана Папа Венедикт ХVI в 2010 году внёс предложение – причислять к числу смертных грехов загрязнение окружающей среды. 

Наконец и наш законодатель "проснулся". Закон №219-ФЗ, вступивший в силу 1.01.2017 го- да, запрещает отправлять помёт в "чистом" виде на поля и свалки. Штраф за 1 тонну – 500 рублей. По предварительным подсчетам, это выльется для Боровской птицефабрики в 61,2 млн руб. в год. 

Тонны помета ежегодно складируются в непосредственной близости от самого предприятия и посёлка Боровский. Поскольку выбранный участок расположен по отношению к фабрике и посёлку с наветренной стороны, то легко представить, какими миазмами приходится всем дышать. 

Стаи чаек, ворон и галок с криками встречают каждый рейс. Они набрасываются на отходы и начинают терзать поступивший материал, летом им «помогают» огромные мухи. Человек может находиться здесь без ущерба для здоровья не более пяти минут. Кстати, население таких посёлков подвержено многим опасным болезням в большей степени, чем городское. 

При массированном внесении птичьего помёта в почву происходит уничтожение аборигенной микрофлоры и замена ее новыми микроорганизмами. Они являются источником появления ранее не известных мутантных форм, угрожающих здоровью человека. 

Страдают и водные ресурсы. Стоки, что не успевают сдренироваться в грунт, шумными ручьями устремляются в озеро Андреевское. 

Огромные скопления помётных масс представляют, таким образом, серьёзную проблему как для поселения, так и для самой птицефабрики. 

Что же делать, чтобы спасти производство и улучшить экологию? 

В противовес известной технологии компостирования, мы предлагаем технологию глубокой переработки помёта, которая предусматривает получение целой линейки новых продуктов. Она основана на получении путём сушки качественных гранул с высоким содержанием органики. Большая ее часть пойдёт на органические удобрения (это первое направление), из которых вместе с другими компонентами будут готовиться грибные компосты. Само же органическое удобрение может быть использовано для улучшения плодородия почвы, в частности 30 000 га земли, арендуемой фабрикой. 

Второе направление – производство из гранул этилового спирта и его производных: незамер- зающих жидкостей, топлива для двигателей и пр. 

Третье направление – парфюмерия, медицина, каучук и др. 

Четвёртое направление – перьевая мука и дрожжи, которые вернутся обратно на фабрику в виде добавки в корм птице и животным. 

По утверждению специалистов так называемого органического земледелия, агроном должен подкармливать не растение, а почву. Поэтому качественные органические удобрения будут жела- тельны в садах, виноградниках, на плантациях цитрусовых и тем более в поле. 

В результате мы получим экологически чистые продукты, с которыми не стыдно выйти на внешний рынок. А когда законодательство наконец упорядочат, сообразительные птицеводы не только не будут выплачивать огромные штрафы, но и смогут иметь хорошую прибыль. 

Сегодня ряд птицефабрик в тёплый период времени получает тем или иным способом сухой компост, считая его достойным органическим удобрением. На этом переработку обычно заканчивают. Более того, оказалось, что растениеводы не готовы к такому количеству (и в таком виде) удобрений. Не хватает ни складских помещений для хранения, ни машин – для внесения их в почву. Проблема ещё и в том, что субсидии даются под минеральные удобрения, а не под органику. 

Мы учли эти моменты. В результате скрупулезного анализа был выбран другой путь, пусть долгий по времени, но надёжный – путь глубокой переработки помёта по линейке мини-заводов с получением востребованных рынком продуктов, причем круглогодично. 

Технология соответствует инновационному характеру разработок и с учётом ноу-хау является вполне патентоспособной. Важно, чтобы эта программа попала в перечень приоритетных инвестиционных проектов. 

Прежде чем приступить к проектированию и строительству заводов, необходимо отработать минимум на укороченном цикле получения сухих гранул в непосредственной близости к основному предприятию, чтобы можно было воспользоваться имеющимися ресурсами – теплом, водой и энергией, а также коротким плечом доставки сырья. 

По предварительной оценке, это обойдется примерно в 70-80 млн рублей. Данное мероприя- тие защитит фабрику от возможных штрафов и, главное, позволит получить практическое решение производства новых продуктов переработки помёта. На одном яйце, как уже очевидно, далеко не уедешь. 

Возможны два пути решения проблемы переработки помёта: 

1. Организация небольшой проектно-конструкторской группы на самой птицефабрике. Со своим экспериментальным цехом, небольшим штатом рабочих (слесарь, сварщик), по договорам – с бригадой строителей, монтажников. Конечно, при активной помощи руководства и специалистов фабрики и с её финансированием. 

Проектные организации за эту работу не возьмутся по причине отсутствия типовых проектов. А чтобы заниматься конструкторскими разработками, нужны экспериментальные цеха. Их тоже у нас нет. 

Было время, когда небольшой коллектив конструкторского бюро, не имевший в своем распо- ряжении даже аналогов, разработал и внедрил в очень короткие сроки (до 2-х лет) на Боровской фабрике крупные технологические решения. Например, систему сбора и транспортирования помёта по трубам энергией сжатого воздуха (а это сотня помётоприёмников) на удалении от фабрики свыше 5 км. В результате обширная территория и дороги стали экологически чистыми, а на месте, где обычно находились облитые зловонным помётом прицепы, развели цветы. Мух и запаха практически не стало. Все это способствовало высокой продуктивности птицы и расширению возможностей предприятия. 

В Тюмени (впервые в стране) была разработана для четырёхэтажных птичников и внедрена автоматизированная система сбора яиц с 80-клеточных батарей, а это 182 тыс. кур-несушек. Процессом управлял один человек – инженер-оператор. Об этом, кстати, снят документальный фильм. Кроме того, мы наладили подачу корма в поэтажные бункера системой аэрозольтранспорта по трубам вместо громоздких транспортёров. 

Всё это претворялось в жизнь под зорким оком «главного прораба" того времени Б.Е. Щербины. Так что опыт есть. Почему бы его не повторить? Вместе с руководством фабрики мы готовы взяться за этот гуж. 

В подтверждение наших намерений приведу слова доктора сельскохозяйственных наук, специалиста с мировым именем в области переработки помета В.П. Лысенко: «В организационном плане в птицеводческом хозяйстве необходимо сформировать отдельное подразделение, в задачу которого входило бы решение всех вопросов, связанных с утилизацией помёта. Под словом «утилизация» понимается не уничтожение отходов, а использование их с выгодой, с хорошей прибылью, в которой так нуждаются сегодня фабрики. Это позволит сохранить предприятия и улучшить экологию». 

2. Создание специальной инновационной структуры (типа открытого акционерного общества на базе трёх птицефабрик: Боровской, Онохинской и Каскаринской. Крупное предприятие сможет брать кредиты (причём льготные) на решение поставленной задачи, получать субсидии области и даже Минсельхоза. 

Надеюсь, что соответствующие государственные, хозяйственные органы с пониманием отнесутся к этой публикации и дадут свои предложения. По оценке экспертов США, один доллар, вложенный в переработку отходов, приносит тридцать долларов. Не худо бы и частному инвестору обратить внимание на «новую отрасль». 

НА СНИМКЕ: свалка птичьих отходов. 

Иван НАЛИВАЙКО, главный инженер Боровской птицефабрики в 70-е годы 

 

 

 


30861