ПОЦЕЛУЙ ПЬЯНОГО ПРИНЦА

КОЧКА ЗРЕНИЯ 

Жажда общественной значимости свойственна всем. У эксгибиционистов это стремление привлечь чужое внимание становится медицинским диагнозом. 

Для представителей публичных профессий всеобщее внимание напрямую связано с заработком. Диагноз, осложнённый шкурным интересом. Если публика забывает о тебе, значит, на твоих концертах пустые залы, на твои выставки народ не ходит, твои фильмы не смотрит, твоих книг не читает. 

Проверенный веками пиар-ход в этой ситуации – скандал. Отматерить журналистку в розовой кофточке (Киркоров). Вынести на всеобщее обозрение свой развод с дележом ребенка (Орбакайте). Вытряхнуть публично чужое грязное бельё (Садальский). Жениться на даме постбальзаковского возраста (Шаляпин). Выложить в Интернет голые сиськи (Волочкова). Показать народу трусики (Лолита). Выплеснуть в лицо оппоненту стакан сока в прямом эфире (Жириновский). Принизить значение подвига первого космонавта (Лоза). Поставить диагноз – шизофрения – народной героине, замученной фашистами (Бильжо). Пригласить Депардье в труппу Тюменского драмтеатра (Осинцев). И т.д. И т.п. 

Особняком в этом ряду стоит наезд Михалкова на Ельцин-центр в Екатеринбурге. Обвинять создателей музея нашего советского прошлого в искажении истории – глупо, по меньшей мере. Любая коллекция тенденциозна, и Урал по-своему пристрастен к своему земляку. Но не настолько, чтобы мы не ощутили атмосферу эпохи, не соприкоснулись с нашими былыми идеалами, не прокатились в троллейбусе, не побывали в магазине с пустыми прилавками, не ощутили дыхание грозовых перестроечных времён. Не нашему поколению оценивать плюсы и минусы ельцинских перемен. Главное, изваять портрет эпохи. Один из портретов. 

Портрет основателями Ельцин-центра создан. Равнодушными он нас не оставляет. Конечно, нет в этом интерактиве гимна Советского Союза и России (небольшое упущение создателей экспозиции). Может быть, в этом и кроется истинная причина недовольства сына автора гимнов-трансформеров? Здесь по-человечески его можно понять. Однако зачем наезжать на музей, забывший о твоём папе? Проще прямым текстом попросить подкорректировать экспозицию. И тебя поймут. Но нет! Только скандал! Иначе внимание к твоей персоне угаснет. Это чревато финансовыми потерями. Кажется, создай ты новые произведения, и внимание вновь вспыхнет. Нет! Это трудно – держать свою планку. Обгаживать других проще. На рекламу жалко бабла, поэтому навалим дерьма для привлечения газетных мух. А уж они разнесут вонь по всему миру. Это раньше можно было воспевать революционные идеалы в «Чужом среди своих», а потом яростно бороться с врагами самодержавия в «Сибирском цирюльнике». Конъюнктура, даже самая талантливая, сегодня «не катит» по сравнению с проявлениями эксгибиционизма, нахально экономящего на честной рекламе. 

Ребята! Пожалейте вы эксгибиционистов! (Тех, кто не бегает голышом под окнами школ, не сжигает храмов Артемиды в Эфесе, не давит народ фурами и не стреляет в послов). Поймите их правильно. Они иногда взбалтывают-таки содержимое нашей лужи. Не забывайте проявить внимание к былым кумирам! Они достойны нашей любви. Без их перчика бульон нашего бытия , ей-богу, пресноват. Их патологическая жажда внимания – оборотная сторона настоящего дарования. Вспомните, к примеру, знаменитый «Плот» Юрия Лозы или гениальные «Пять вечеров» Никиты Михалкова. И ваше раздражение чуточку остынет, а ярость преобразуется в лёгкую укоризну. 

Не обносите приборами злых фей на честном пиру, чтобы принцессы не ранили своих пальчиков отравленными веретёнышками. Иначе время опять остановится до тех пор, пока очередной поцелуй пьяного принца не нарушит векового сна державы, погружённой в эпоху застоя. 

НА СНИМКЕ: наш земляк Юрий Лоза. 

Леонид ТКАЧУК                                                     


30803