ДАЛЁКОЕ-БЛИЗКОЕ
На новогодних открытках мы пишем добрые пожелания родным и близким. И если послания идут от чистого сердца, то они обязательно сбываются. Сами по себе почтовые карточки красивы и интересны. Они сохраняют дух эпохи, это своеобразные летописцы истории. Давайте совершим небольшое путешествие во времени.
Новый год в дореволюционной России был всего лишь одним из праздничных дней в рождественскую неделю. Елка считалась не светским, а божественным атрибутом, макушку ее украшала Вифлеемская звезда. Главный праздник – Рождество – весело, хорошим застольем отмечали 25 декабря. На почтовых карточках того времени можно видеть трогательный сюжет: Деву Марию с младенцем. Новый год шел «довеском» к рождественскому торжеству. Но 1 января в Российской империи считался выходным днем.
После революции правительство ввело григорианский календарь, числа недели сдвинулись на 13 суток, и Новый год угодил в рождественский пост. В 20-е годы прошлого столетия началось яростное наступление на религию. Агитационные плакаты призывали: «Долой буржуазную елку!». Вот характерный стишок того времени:
«Не тратьтесь без толку
На рождественскую елку,
Коньки и лыжи
Куда нам ближе!»
Самые добрые, радостные праздники оказались на «свалке истории». «Наш Новый год и Рождество – великая Октябрьская революция, наши праздники – пятилетие чека, Февральская революция, 1 Мая», – писала тюменская газета «Трудовой набат».
В 1929 году XVI партийный съезд запретил «поповский обычай» празднования елки. И лишь в 1935-м в СССР лесную красавицу «реабилитировали», только сделали ее не рождественской, а новогодней.
Первое совместное появление зимнего волшебника и его внучки Снегурочки произошло в 1937 году в Доме Союзов. В Тюмени первым учреждением, возобновившим празднование елки для детей, был Дом пионеров.
В годы Великой Отечественной войны новогодняя открытка помогала настраивать советский народ на победу. Яркий образец – плакат художника В. Дени «Красной Армии метла нечисть выметет дотла!» (1943 год).
Кстати, 1 января в СССР хоть и считался праздником, но был рабочим днем. Выходным стал с 1947 года. Тогда отмечалось 30-летие Советской власти.
В 50-е была очень популярна детская песня «Эх, хорошо в стране Советской жить!». Она выражала общий народный настрой, казалось, вот-вот наступит эра всеобщего благоденствия. В то время укрепилась, расцвела добрая традиция отправлять почтой новогодние открытки. Вынимали их из почтовых ящиков буквально пачками. Сколько радости доставляли эти трогательные послания! (Кстати, услуги почты были копеечными).
На открытках изображены счастливые лица людей, Дед Мороз, спешащий к нам на всех транспортных средствах: поездом, самолетом и даже ракетой! В 50-х годах на открытках появляются забавные детские сюжеты, зимние пейзажи. В начале 70-х преобладает фотомонтаж со свечами, елочными шарами и праздничным столом. Мода на такие «коллажи» пришла из Прибалтики, а прибалты позаимствовали эту художественную находку, как говорили тогда, – в капиталистических странах.
Любопытно, в Германской Демократической Республике для военнослужащих Советской армии, находящихся на территории ГДР, специально печатались новогодние открытки. Сюжеты на них сказочные, трогательные, без всякой идеологии.
В нашей стране советская атрибутика присутствовала на почтовых карточках, на елочных игрушках. На макушку елки водружали красную звезду, напоминающую кремлевскую. Герб СССР, серп и молот украшали блестящие шары. Игрушка «мальчик с бубликом» считалась традиционной. Ребенок в Стране Советов всегда сытый! Поэтому и на открытках всенепременно изображалась радостная детвора. Сейчас многие испытывают ностальгию по тому времени, и открытки 50-70-х годов вызывают самые добрые воспоминания.
Сегодня электронная почта и sms практически вытеснили почтовую карточку. Великая редкость увидеть ее в своем почтовом ящике. Но старая добрая традиция живет. Типографии нашей страны преуспели в выпуске просто чудесных открыток, которые Дедушка Мороз вручает нам вместе с подарком.
НА СНИМКАХ: рождественская открытка 1912 года; новогодняя открытка 1943 года; почтовые карточки середины XX века. (Из личной коллекции автора).
Елена ДУБОВСКАЯ