СВЕТОЧ ВЕРЫ
«Не промысел ли Божий ведет нас в Свято-Успенский скит Ильинского женского монастыря?» – подумала я, когда на обратном пути от чимеевской святыни неожиданно для себя повернула в сторону села Рафайлово, что в Исетском районе.
РАФАЙЛОВСКИЙ ФЕНОМЕН
– Какая-то тьмутаракань, – решили мои попутчицы спустя часа два безрезультатных поисков обители. Вдруг петляющая дорога оборвалась у ложбинки, с трех сторон окруженной лесом. Нам открылось удивительное место. В народе его называют Рафайловским «ключиком».
– Давайте тару, водички наберем, – обрадовалась Лариса, первой подбежавшая к журчащему ручейку.
Мы, взяв бутыли, зачерпнули водицы. Пить бы и не напиться! Вкус – мягкий, даже шелковистый, придающий не только телу, но и душе необыкновенную легкость.
– А ведь и впрямь – целебная! – изумилась Елена.
Мы переглянулись.
В Интернете про рафайловскую купельку мало что сказано. Однако вывод можно сделать вполне определенный: ее появление близ Рафайлово отнюдь не случайно. В далеком 1645 году старец Рафаил основал здесь пустынь. И, наверное, именно она стала первым православным «собранием», откуда возносились Господу соборные молитвы в здешних медвежьих краях. В 1667-м пустынька переросла в большой Троицкий мужской монастырь. Спустя 102 года в нем был построен красивый, в три этажа, храм с четырьмя престолами: во имя Святой Троицы, в честь Усекновения главы Иоанна Крестителя, Покрова Пресвятой Богородицы и Казанской иконы Божией Матери, у знаменитого списка которой, кстати, мы и побывали в Чимеевском мужском монастыре перед тем, как приехали в Рафайлово.
В свое время тут подвизался преподобный Андрей Рафаиловский, прославленный в лике сибирских святых. Из исторического описания московского Симонового монастыря известно, что на старости лет он отказался от игуменской должности и с 1811 года жил в Симоновой обители до своего преставления. А Рафайловский монастырь постигла горькая участь – в годы гонений на церковь он был уничтожен по санкции ВЦИК. Старожилы рассказывали, что не брала его никакая взрывчатка. Да только поднатужился богоборческий люд и снес- таки его «под корень». А на развалинах отгрохал школу.
Сохранилось единственное напоминание о былом величии монастыря – ключ. От монастырских ворот через речку Ялынку к источнику можно было добраться по мосткам. Однако в советское время он был осквернен и замусорен. Позднее нашлись добрые люди – расчистили, сделали колодец и купальни. 20 апреля 2012 года, на Светлой седмице, в день празднования иконы Божией Матери Живоносный источник, Владыка Тобольский и Тюменский Димитрий освятил Рафайловский «ключик». С того момента минуло четыре года. Увы, начавшееся было благоустройство источника приостановилось. Неясно, почему наша святыня не стала таким же местом паломничества, как, например, чимеевский источник. Да и вообще, рафайловский феномен оказался незаслуженно забыт. Местные православные маршруты пока не востребованы на туристическом рынке. Жаль. Поскольку это, как сейчас принято говорить, настоящий, проверенный временем брэнд, в отличие от каких-нибудь новоделов. Здешние духовные достопримечательности своим богатым прошлым и мощным потенциалом могли бы пополнить копилку духовных ценностей Сибири.
Конечно, речь идет не столько о возрождении канувшего в Лету Троицкого мужского монастыря села Рафайлово – от него камня на камне не осталось, сколько о благоустройстве территории источника и реставрации храма Успения Пресвятой Богородицы, принадлежащего ныне Ильинскому женскому монастырю, а также об укреплении скита обители.
Первый камень храма заложен 25 декабря 1903 года. В 1907-м он был освящен. В верхней части расположился придел Успения Божией Матери, в нижней – святой равноапостольной Марии Магдалины. Храм являлся, можно сказать, духовным стержнем местной женской общины, насчитывающей 28 сестер. Настоятельницей была назначена монахиня Митродора. Общинка возделывала яблоневый сад, облагораживала «вотчину», занималась подсобным хозяйством, молилась. Все рухнуло в один миг.
СКОРБЯМИ СПАСАЕМСЯ
В 1922 году сестер разогнали, сад вытоптали, игуменью убили. Могила ее была попрана. Хозяйство общины национализировано и передано интернату для детей-инвалидов, вокруг которого со временем был обоснован поселок Школьный. Когда мы нашли следы скита, то удивились, как он еще держится. Все его достояние – двухэтажный деревянный барак да полуразрушенный храм – тот самый, некогда в два яруса. Благотворители сделали крышу – какой уж там купол, как говорится, быть бы живу! В оконных проемах воет ветер, под сводами храма гадят голуби, пол провален, стены изрешечены пулями, по всему периметру обвален кирпич, зияют дыры. В таком состоянии верхний ярус. Мать Валентина проводит нас по его территории, показывает действующий придел – во имя Марии Магдалины. Спускаемся по каменным ступенькам в полуподвальное помещение. Холодно, сыро. Запущенный вид комнаты навевает тоску. Однако дух – иной, живой, так сказать. Есть и алтарная часть, и иконы, и лавка с утварью и книгами. Все зиждется на энтузиазме подвижниц – матери Валентины (чтеца, псалмопевца, сторожа, хозяйственницы в одном лице) и еще одной больной бабушки.
– Каждый день крестным ходом обхожу обитель, – делится Валентина.
Устав Ильинского монастыря для нее незыблем. Так, на контрастах, собственно, и построена жизнь в Рафайловском скиту. Где скорби, там и спасение, считают его обитательницы. Не о своем благополучии пекутся – о нашем с вами спасении. Недаром и игумения Митродора пострадала от рук свирепствующих атеистов: о них, грешных, молилась перед смертью.
Мать Валентина показывает нам место в проеме храма, где была замучена игуменья. И могилку ее – всю в венках и цветах. Мы постояли. Помолчали. Подошли к звоннице. Колокол протяжно напомнил нам о трагических событиях почти вековой давности. Вечная память тебе, матушка Митродора!
По пути к машине несколько раз оглядывались. Вот стоит храм. Вот могилка. Вот сосны-великаны и огромные березы, посаженные еще при игуменье Митродоре. Нет, не умерла память о ней, а значит, не погибло и дело. Буквально за несколько лет удалось облагородить территорию, вычистить нижний придел, провести отопление, сделать иконостас из фанеры, установить на храме кресты. 28 августа 2012 года прошла первая за 90 лет Божественная литургия в возрожденной обители, как раз в день Успения Божией матери. И был совершен первый после многолетнего запустения Крестный ход. На могиле игуменьи была отслужена лития.
Иерей Вадим Баранов, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Исетское, в женском ските постоянно совершает молебны. Бывают и другие батюшки. Так что рафайловские молитвенницы не унывают. «Будет у нас все, – уверены, – только придется потерпеть».
Что ж, терпения и смирения им не занимать. Рафайловская обитель впитала в себя все слезы мучеников и мучениц, пострадавших здесь за веру православную. И благодатью скорбящих питает. Мы же, живущие по мирским законам, только поражаемся их силе духа. Чем можем помочь им? Кто чем может – деньгами, вещами, продуктами, стройматериалами... На вере да на милосердии, как известно, земля русская и держится.
НА СНИМКАХ: преподобный Андрей Рафаиловский; Свято-Успенская обитель в годы расцвета и сейчас.
Наталья ВАЙЦЕХОВСКАЯ