МАСЛО ИЗ МОЛОКА?

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 

На очередном заседании общественного совета департамента АПК Тюменской области говорили о фальсификации молочной продукции.

Почти десять лет назад в управлении (ныне оно называется департаментом потребительского рынка города Тюмени) был свидетелем острого разговора с директором ООО «Росмасло» по поводу поставки в торговую сеть продукции сомнительного качества. Молодой человек в ответ на обвинения предъявил сертификаты на масло, которое он закупал в масложиркомбинатах страны. 

– К нам поступает сертифицированное масло в коробках по 20 килограммов, – объяснял он. – А мы лишь фасуем его. Все правоустанавливающие документы на нашу деятельность имеются – и никаких претензий от вашего управления я не собираюсь принимать. 

Тем не менее жалоб и сигналов на низкое качество продукции «Росмасла» от покупателей поступало множество. Беда в том, что в то время лаборатории Тюмени не могли с достаточной точностью определить содержание молочного жира в образцах. И потому «Росмасло» вместе с другими предприятиями-фасовщиками продолжали поставлять на торговые полки «жировой продукт», замешанный в цехах иногородних комбинатов. 

Иное дело сейчас, при современной оснащенности лабораторий. На заседании общественного совета исполняющий обязанности руководителя управления Роспотребнадзора по Тюменской области Андрей Накатаев сообщил: действие декларации ООО «Росмасло» и «Масложировой комбинат» приостановлено. В очередной раз снята партия в силу непредоставления достоверной информации о расфасованном ими сливочном масле. (Молочного жира в нем оказалось менее 50 процентов. Это деяние классифицируется как нарушение технических регламентов). Но наказание, увы, никак не повлияет на «жирный» бизнес этих предприятий. Через месяц они смогут получить новую декларацию. Административные штрафы за недостоверную информацию о продукте для юрлиц составляют всего от 5 до 10 тысяч, а для должностных лиц и того меньше – до тысячи рублей. При миллионных оборотах это просто насмешка: до половины (по скромным подсчетам) лежащего на торговых полках страны масла – поддельное. А ведь есть еще не менее острая сырная тема, которую на заседании пока не рассматривали. 

В государственных информационных ресурсах фигурирует немало проблемных предприятий. 14 предписаний, например, выписано Тюкалинскому маслосыркомбинату из Омской области. И никакой реакции. 

– Почему там игнорируют позицию потребителей и управления Роспотребнадзора из Тюменской области? – спросили на заседании Андрея Накатаева. 

– Я не могу отзываться о деятельности соседнего управления, – ответил он, – а также комментировать законодательство нашей страны. Выводы могут делать те, кто имеет на это право. 

Подделывают не только сам продукт, но и бренд. Недавно из ряда субъектов Федерации пришли нарекания на сливочное масло хорошо известного в нашей области нижнетавдинского ПК «Молоко». Но это предприятие вообще не реализует продукцию за пределы региона. Кто-то воспользовался честным именем. А Энгельсская маслосырбаза аж задохнулась от возмущения, сообщая, что сливочное масло они уже давно не выпускают. И попросили тюменцев предоставить хоть какую- то информацию о том, кто от их имени поставляет подделку. 

Надо сказать, закон в этом отношении достаточно жесток. За выпуск продукции под чужой маркой можно схлопотать как минимум 5 млн рублей штрафа или понести уголовную ответственность. Но кто будет вести следствие по этим делам? Продавцу фальсификата достаточно спрятать или уничтожить накладные, и правоохранители заходят в тупик. 

О несовершенстве законодательства по противодействию фальсификату говорила директор департамента потребительского рынка города Тюмени Елена Еремина. На рынке появляются партии масла, в которых содержание молочного жира не превышает лишь нескольких процентов. К слову, потребителям, жалующимся на фальсификат, до сих пор приходится самим платить за экспертизу пачки масла, а это от 800 до 2200 рублей. Но санкции, похоже, никто ужесточать не собирается. Суд принимает решение только в отношении одной конкретной партии товара, не беря во внимание прежние неоднократные действия по незаконному сбыту фальсификата. В «рецидивистах» ходят многие предприятия, которые упорно не хотят признавать свой товар спрэдом из растительного жира. 

Еремина утверждает, что ее департамент старается выставить административные заслоны на пути фальсификата, но этих усилий недостаточно. Скажем, почему бы не пресекать распространение подделок на оптовых базах и в распределительных центрах? Если там оптовая цена менее 400 рублей за килограмм, то это явно продукт сомнительного содержания и подлежит проверке. Не надо ждать жалоб от покупателей, а останавливать продвижение подделок в самом начале. Резонное предложение. Однако сотрудники Россельхознадзора и Роспотребнадзора не спешат с контролем на склады. 

Роспотребнадзор, как правило, реагирует только на конкретные заявления граждан. Тюменское управление по таким жалобам в этом году выявило всего 56 образцов поддельного масла. Капля в море фальсификата, если учесть наличие двух тысяч торговых предприятий в области. (К слову, в Астраханской по просьбе губернатора сотрудники Роспотребнадзора лишь в один обход магазинов обнаружили 19 образцов фальсификата). Понятно, морока: надо сдавать в суд протоколы лабораторных испытаний, да и сами испытания на стерины очень дорого обходятся. Мог бы развернуться с проверками и Россельхознадзор. Ведь соблюдение технических регламентов, в том числе и на молочную продукцию, передано под его контроль. И рычаги воздействия у его сотрудников имеются. Согласно законодательству, за нарушение технического регламента они могут оштрафовать на сто тысяч рублей, а если фальсификатом был причинен вред здоровью – наказание возрастет втрое. Могли бы более действенно бороться с фальсификатом и правоохранительные органы. 

В Тюменской области добились того, что социальная сфера получает в основном качественные продукты. Правда, случаются все же небольшие объемы подделок, но это, как говорят, для выпечки. Однако и с этим нельзя мириться. Мы просто потакаем преступным схемам. 

– Фермеру нереально конкурировать с махинаторами, – говорит исполняющий обязанности директора ассоциации переработчиков по противодействию фальсификации молочной продукции Александр Бражко, – когда рядом с честным товаром за 300 рублей выставляется не понятно из чего сделанный творог за 150 рэ. При этом продавец подделки еще и заявляет покупателям: мол, спекулянт – купил у нас подешевле, а предлагает за двойную цену. Такая же история и с маслом. 

По словам Бражко, 20 органов государственной власти призваны противодействовать фальсификату. Но никто этим по- настоящему не занимается. 

Причин немало. Одна из них – отсутствие финансирования на эту деятельность у тех же Роспотребнадзора, Россельхознадзора, других ведомств. В стране отсутствует мониторинг, в сфере борьбы с продовольственной фальсификацией нет координации. Потому и создана в стране ассоциация, которую возглавил Александр Бражко. 

Уже утверждена стратегия по незаконному обороту продукции до 2025 года. Она позволяет выйти на долгосрочное планирование, а вместе с ним – и на финансирование. А еще Александр Божко посоветовал почаще обращаться к областным законодателям. В борьбе с фальсификатом очень нужна их поддержка с мест в части ужесточения наказания недобросовестных предпринимателей. 

Валерий ИКСАНОВ /фото автора/ 


30545