В подвале старого особняка

ИСТОРИИ СТРОКИ

В Тюмени на улице Семакова (бывшей Подаруевской) в мае 1995 года случилось происшествие. Начиная от Знаменского собора, милиция перекрыла старинную улицу. 

– Что случилось? – спрашивали прохожие. 

– Расходитесь, товарищи! Нельзя! 

Собравшиеся зеваки однако не уходили. Откуда-то валил дым. 

– Что горит? 

– Купеческий дом, – наконец-таки ответил милиционер. 

Задолго до пожара в этом районе случилась авария на водопроводных магистралях. Коммунальщики не позаботились ее вовремя устранить. Поэтому огнеборцам пришлось тянуть один километр магистральных линий, чтобы доставить воду с улицы Ленина к памятнику истории на Семакова, 2. Потребовалось 8 автоцистерн, один пожарный катер, 3 водовозки. Было задействовано 60 огнеборцев. Пострадал один пожарный. 

В подвале деревянного дома вспыхнула ацетоновая краска, коей оказалось 300 кг, а старое дерево хорошо горит. Вот и не стало здания, где в 1918 году провозгласили Советскую власть. Именно так долгое время определялась историческая ценность недвижимости, доставшейся городу от прежних хозяев жизни. 

После кладовые истории раскрылись и выяснилось, что в старину принадлежал особняк г-ну Попову, занимавшему большую должность в Богословском горнозаводском обществе. Это была крупная промышленная организация, которая занималась на Урале разработкой полезных ископаемых. В Тюмени у нее находилось собственное пароходство.

Иван Петрович Попов выбирался гласным в Думу, был городским юрисконсультом, директором «Русско-Китайского акционерного общества пароходства и торговли». 

Совсем недолго (с 1910 по 1914 год) здание использовалось под Коммерческое училище. Когда меценаты Колокольниковы выстроили на Затюменском мысу шедевр зодчества (ныне Луначарского, 2), то училище переехало туда. Недвижимость перешла  в руки купчихе Вьюновой. 

Особняк имел парадное крыльцо, углы его венчали пилястры, закругленные окна венчали наличники. Словом, любо-дорого было посмотреть на этот дом. В нем г-жа Вьюнова открыла гостиницу. Хорошее тут место, красивое, река рядом. Организован был спуск к Туре. От постояльцев у владелицы – как бы сейчас сказали, бизнес-вумен – не было отбоя. 

В советское время в доме размещалась вечерняя школа №8, ОСВОД (Общество по спасению на водах).

В газете «Красное знамя» за 30 сентября 1927 года мне попалась любопытная заметка: «2 октября на пристанях госпара (государственное пароходство, – прим. авт.) Тюмени обществом спасания на водах открывается вновь оборудованная городская спасательная станция. Последняя снабжена 2 шлюпками, 8 лодками, 10 спасательными кругами и другим инвентарем. 

От редакции: Как раз к «сезону». 

Действительно, Тура была чистой, а смельчаки зачастую лезли в воду, не зная броду. Тут глаз да глаз нужен. 

В свое время обитал в старинном доме и клуб юных моряков. 

– Руководила клубом Любовь Галязимова, супруга писателя Галязимова, – рассказывает тюменец Алексей Фоминых, – в 1977-1978 гг. я в нем занимался. Мы носили  морскую форму, летом проходили практику в качестве юнг на теплоходах Обь-Иртышского пароходства «Генерал Карбышев» и «Наутилус» (это судно по типу речного трамвайчика). Но какие моряки без моря? Нас привозили в города-герои Одессу, Севастополь. Устраивали нам экскурсии в воинские части, мы посещали военные корабли. От впечатлений дух захватывало! 

Впрочем, и сам дом остался в памяти. Двухэтажный, зеленого цвета. В нем сохранялись старинные интерьеры, двери филенчатые. Мы называли его «поповским», думали, что он в старину принадлежал местному священнику. Легенда покоя не давала, – Алексей Васильевич выдержал паузу и продолжил: 

 – Из подвала шел подземный ход к Троицкому монастырю, а другой ход – в Зареку. Мы взяли лопаты и давай откапывать вход в подземелье. Наткнулись на старинную кладку, впечатлились, глаза загорелись! Но дальше нам копать не разрешили. Ни при каких обстоятельствах…

Любознательные мальчишки-моряки выросли, клуб покинул старый дом. Вселился в просторное здание нерадивый арендатор, который все тянул с реставрацией, закупил лишь краску для покраски, которая сыграла неблаговидную роль в судьбе памятника истории. 

Свято место не бывает пусто. На месте «поповского» особняка размещается объект современной архитектуры. 

НА СНИМКЕ: старинная открытка, где запечатлен дом, который жил-был на улице Подаруевской, ныне Семакова.

Елена ДУБОВСКАЯ  /фоторепродукция автора/ 


30446