Поставьте памятник деревне

Пробьёт ли дорогу крестьянская инициатива?

Эти строки из стихотворения Николая Мельникова растревожили память и душу многим тысячам людей.

– Для меня они стали занозой в сердце, – говорит председатель Бердюжского землячества Леонид Третьяков. – К тому же моя родная деревня Савина исчезла с живого тела сибирской земли. Взял я как-то в госархиве савинский наградной лист за 1947 год. Список этот, как вы понимаете, особый. В нем имена матерей, жен и невест, заменивших мужей и нецелованных парней, погибших в горниле войны. В наградном списке девушки Клавдия Бессмертных, Клавдия Берлина (Чекунова), Фекла Беличева, Валентина, Евдокия, Ефросинья и Татьяна Чекуновы, которые  составили ядро тракторных бригад колхоза  «7-й съезд советов»; Ирина, Ксения и Ульяна Чекуновы, освоившие комбайн… Им было неимоверно трудно. Каким же мужеством надо было обладать, чтобы в тех условиях не только верить в нашу общую победу, но и ковать ее? Полуголодная деревня шла в поле и на скотные дворы, словно на боевые посты. 

И мы, пацаны, жили теми же заботами. В летнее время пасли телят и свиней, пропалывали зерновые и картошку,  зарабатывая в родительскую ведомость лишний трудодень.

Когда-то Третьяков вместе с неравнодушными земляками создал в Савиной мемориал Памяти:  рядом с именами фронтовиков на мраморе выбиты фамилии тридцати  селян, награжденных медалью за героический труд.

– Почему в России памятников колхозникам не ставят, – задает риторический вопрос Третьяков.

– Стыдно за наше бездействие, – сказал мне как-то председатель президиума областного Союза землячеств Николай Ренев. – Третьяков на костылях такое большое и полезное дело организовал, а мы на резвых еще ногах к этой проблеме в Тюмени пока не приступали. 

Полагаю, что зря корит себя Николай Иванович. Они с исполнительным директором благотворительного фонда имени Поликарпа Петровича Прокопьева Юрием Клатом и ветеранами сельхозпроизводства самоотверженно потрудились над изданием десяти томов цикла «Труженики сельского хозяйства Земли Тюменской». Сейчас готовят материалы к 11 тому. Это издание в народе уже назвали крестьянской энциклопедией.

– Чем плотнее мы занимаемся аграрной темой, – говорит один из авторов этой энциклопедии, организатор сельскохозяйственного производства, заслуженный ветеринарный врач РФ, орденоносец Василий Гридин, – тем больше осознаем необходимость создания в областном центре памятника деревне. Наши крестьяне совершили великий подвиг. Как в годы войны, так и в послевоенный период восстанавливая сельскохозяйственную отрасль, превращая аграрный сектор в одну из важных социальных и экономических опор, в гарант продовольственной безопасности жителей Тюменской области.

На выездном заседании общественного совета департамента АПК в Заводоуковске с инициативой создания памятника  деревне выступил Николай Ренев. «Победа – это также и деревня, которая кормила фронт и всю страну», –  приводит слова маршала Жукова Николай Иванович. – К сожалению, нигде нет статистики умерших в годы войны от непосильного труда, болезней, холода и голода сельских тружеников. Крестьяне отдавали все фронту, оставляя для себя только надежду. 

Члены общественного совета, горячо поддержав предложение ветеранов, высказали опасение: а не натолкнется ли инициатива на бюрократический барьер? Ведь аграрный университет уже имел неудачный опыт по увековечиванию памяти Павла Степановича Шарова, бывшего выпускника Тюменского сельхозтехникума, Героя Советского Союза, входившего в сотню лучших советских военных летчиков, участника парада Победы в 1945 году. Мемориальную доску в память о Шарове чиновники почему-то «не пускают» на административное историческое здание аграрного университета Северного Зауралья. «Зависли» и вопросы об увековечивании памяти легендарных земледельцев, Героев Социалистического Труда Поликарпа Петровича Прокопьева и Веденея Ивановича Архипова. 

Впрочем, на сей раз активисты фонда имени П.П. Прокопьева и Союза землячеств Тюменской области отступать не намерены. Они уже обратились к тюменским скульпторам с предложением поучаствовать в конкурсе проектов памятника. Присматриваются к городским скверам, где можно было бы его установить.

В одной из поездок по Тюмени поучаствовал и я. Попутно решили посмотреть на памятник труженикам тыла. По мнению моих спутников, столь значимый для города памятник установили почему-то на окраине, в непрезентабельном месте – почти на пересечении улиц 30 лет Победы  и Монтажников, где рядом построили мост через Транссибирскую магистраль. 

– Я ведь вчера сюда приезжал, – признается Василий Захарович Гридин. – И после целую ночь не мог уснуть. На мой взгляд, это низкохудожественная поделка. Скульптурная группа, обращенная спинами к зрителю (так, что не видно лиц), удерживает в воздухе тяжелый блок с надписью «Все для Победы!». Потому, наверное, памятник и спрятали здесь, а не поставили на площади 400-летия Тюмени. Так сказать, подальше от глаз. Не хотелось бы, чтобы подобная судьба постигла и памятник деревне.

Депутат облдумы Николай Бабин и Николай Ренев тоже настроены критично.

– В  центре города мы находим землю для скульптур с кошками, – говорит Гридин, – но не ведем осмысленную планомерную патриотическую монументальную пропаганду. Вчера видел прекрасный памятник афганцам, который почему-то спрятали в глубине сквера возле колледжа искусств. И почему мы должны искать место памятнику деревне на окраине Тюмени? Почему запрещают это делать в гигантском сквере напротив Выставочного зала, куда приходят на ярмарки много людей?..

– Поехали, Василий Захарович, – успокаивает его Бабин, – посмотрим еще сквер депутатов.

– Так ведь тоже далеко? – возразил Ренев.

– Я не понимаю, товарищ депутат, – усмехнулся Гридин, – кто же в городе у нас хозяин? Чиновники или сами тюменцы?! 

НА СНИМКЕ: депутат областной Думы Николай Бабин обсуждает с Николаем Реневым (слева) варианты размещения памятника деревне.

Валерий ИКСАНОВ /фото автора/

 


30463