АО «Транснефть – Сибирь» завершает строительство самого северного в России магистрального нефтепровода Заполярье – Пурпе. Объекты нефтяной магистрали уже эксплуатирует Уренгойское управление магистральных нефтепроводов (УМН). Одна из основных сложностей обслуживания трубопровода – удаленность и труднодоступность производственных подразделений управления от населенных пунктов и инфраструктурных сетей. Как решаются транспортные вопросы в Уренгойском УМН, рассказал начальник отдела транспортных средств и специальной техники управления Руслан ЗАРИПОВ.
– Руслан Ахатович, какие задачи выполняет ваше подразделение?
– В любой организации прожить без транспорта невозможно. Даже самое элементарное – доставить людей на рабочее место. На «большой земле» – это задача важная, а в наших условиях – это еще и задача сложная. Объекты нефтепровода Заполярье – Пурпе по большей части находятся в труднодоступных местах, поэтому и техника нужна соответствующей проходимости. В некоторых случаях только автотранспортом не обойтись, поэтому в нашем парке есть восемь единиц речного флота, в том числе и суда на воздушной подушке, которые можно использовать в межсезонье. При этом все равно есть места, куда наземным транспортом можно попасть далеко не круглый год. Тогда заказываем вертолеты.
На сегодняшний день остро стоит задача строительства вдольтрассовых проездов к основным узлам запорной арматуры. Строим мы – цех технологического транспорта и спецтехники. Для этого у нас есть все необходимое: большой парк самосвалов, бульдозеры, грейдеры, экскаваторы, дорожно-строительная техника, буровые установки. Доставляем необходимые грузы из Тюмени, Екатеринбурга, других городов России.
Еще одна особенность Уренгойского УМН – нефтепровод пересекает две крупные реки – Таз и Пур, через которые нет мостовых переходов. Поэтому строительство и обслуживание ледовых переправ – это тоже наша задача.
– Какими качествами должен обладать человек, работающий в сфере транспорта специализированной техники?
– Наверное, любить технику нужно. С раннего детства я не просто тянулся к ней, мне нравилось все, что связано с автомобилями, тракторами, разными механизмами. И я никогда не представлял, что моя жизнь будет связана с чем-то иным. Детство прошло в суровом крае, в поселке Пангоды. Мои родители уехали туда на обустройство крупнейшего в то время месторождения «Медвежье» и меня привезли в те края еще в младенческом возрасте. Отец всегда имел дело с машинами. Он был одним из первопроходцев, обустраивал город Новый Уренгой, перетаскивал буровые по просторам тундры, работал на экскаваторах, бульдозерах и мне передал любовь к своему делу. Поэтому после окончания средней школы я выбрал специальность, связанную с техникой. Окончил Башкирский государственный аграрный университет по специальности «механизация и эксплуатация автотракторного парка» и приехал в город Нефтеюганск.
– С чем был связан выбор места жительства?
– С семейными обстоятельствами. У меня жена родом из этого города, да и к родным краям поближе. С поиском работы проблем не было, мне сразу порекомендовали, что лучшее место – это Нефтеюганское управление магистральных нефтепроводов. Я обратился в отдел кадров, и мне ответили, что на рабочую специальность возьмут без проблем. Честно говоря, и самому хотелось все попробовать с самых азов, гайки покрутить да и возиться с техникой всегда нравилось. Так я стал слесарем по ремонту автомобилей. Через год начал работать водителем, потом мастером, а через десять лет был уже ведущим инженером транспортного отдела.
– Как попали в Новый Уренгой?
– Все произошло как-то неожиданно. Приехал в Тюмень в Специализированное транспортное управление АО «Транснефть – Сибирь» заключать контракты на следующий год. Мне начальник как бы между делом и говорит: «А давай-ка собирайся, в Новый Уренгой поедешь работать». Я тогда отшутился и вернулся к своим обязанностям. Но с того момента мысль о Новом Уренгое, о новом большом деле уже не покидала меня. Посоветовались с женой и решились. А здесь, конечно, все приходилось начинать с нуля.
– С какими сложностями столкнулись?
– Пришлось заниматься строительством, а в этом деле у меня никакого опыта не было. За учебники сел, инструкции штудировал, СНиПы изучал, технологии осваивал. Но все же не это было для меня самой большой проблемой. Людей в отделе не было, коллектив нужно было сформировать, что называется, с нуля. В Новом Уренгое, где у нас работают двадцать три водителя, особых проблем с кадрами не было, а вот в Коротчаево, где располагается цех технологического транспорта и спецтехники, нужно было набрать двести пятьдесят человек, и не просто водителей, а машинистов специализированной техники. И чтобы стаж работы был, и специализация нужная, и репутация. Требования к персоналу в системе ПАО «Транснефть» очень высокие.
– Как удалось решить задачу?
– Почти половина работников цеха технологического транспорта – это вахтовики. Все, кто базируется непосредственно на нефтеперекачивающих станциях «Заполярье» и «Ямал», работают вахтовым методом, поскольку это удаленные от населенных пунктов объекты. Набрать специалистов на «большой земле» было несколько проще, а найти нужных специалистов для работы в Коротчаево уже гораздо сложнее. Но справились с задачей, направляли на обучение.
– Климат Крайнего Севера накладывает свой отпечаток на организацию работы?
– Места здесь суровые, большая часть года – зима. Экстремальные морозы до -60 градусов, метели. Но актированных дней у нас не бывает. Обслуживать нефтепровод необходимо при любых погодных условиях. В периоды непогоды организуем перевозку грузов или людей караваном из нескольких автомобилей одной марки, чтобы была полная взаимозаменяемость – от деталей до габаритов. Бывали случаи, когда техника не могла пробиться сквозь метель. Машины просто останавливались посреди тундры. Отправляли им на выручку вездеходы на пневмоходу, которые продвигались как в космосе по навигатору при нулевой видимости. Организовывали ночевку на месте, доставляли топливо, питание. В таких случаях приходится разворачивать целую спасательную операцию.
– Большую часть своей жизни вы прожили на Крайнем Севере. Никогда не возникало желания перебраться в более благодатные места?
– Места здесь замечательные, Новый Уренгой – это уютный, спокойный город, где есть все необходимое для полноценной жизни. Природа Севера на первый взгляд может показаться скудной. Но здесь обилие рек, лесов, на сотни километров вокруг – не тронутая человеком природа. Летом тундра расцветает, все преображается, и это очень красиво. Осень – самый замечательный период времени. Я, например, люблю ее, потому что люблю охоту и рыбалку. Здесь удивительные угодья, равных которым нет в других регионах России. И северная рыба водится у нас в изобилии, и вкус у нее особый. Лучше нашего Севера нет на свете мест.
Владимир ТУРКИН /фото автора/