ЗА ТЫСЯЧИ ВЁРСТ ОТ ПОЛЕСЬЯ… 

МИР НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ 

Третьего декабря белорусское сообщество нашего региона провело День национальной культуры. В областном центре была показана концертная программа «Из мгновений складываются судьбы», работала выставка декоративно-прикладного творчества «Тут встречаются столетия». 

Представители региональной национально-культурной автономии «Беларусь» и их соплеменники, живущие в Тюмени и в «чисто белорусских» деревнях Викуловского, Нижнетавдинского, Сладковского, Упоровского, Ишимского, Сорокинского, Аромашевского районов, каждую осень отмечают традиционные для этой поры народные праздники Багач и Дзяды. 

ДЗЯДЫ, ИЛИ КУЛЬТ ПРЕДКОВ 

Обычай чтить культ предков имеет давние корни и существовал у разных народов – в Египте, Древнем Риме, Древней Греции. Но в наше время остался, пожалуй, только у белорусов. Суть ритуала заключена в самом его названии – Дзяды (Деды), и поминают их, родных, по-семейному, по-домашнему. 

Испокон веку космос белорусской крестьянской хаты делился двумя потолочными балками на три части – они символизировали связь между поколениями. Балка, что ближе к двери, отделяла пространство для гостей. Вторая являла собой своеобразную книгу памяти – на ней вырезались имена усопших членов семьи. Если в иные дни столы стояли вдоль хаты от красного угла к порогу, то этот ритуальный стол располагался вдоль поминальной балки. Во главе его отводилось место хозяину– отцу или деду, после которого все остальные садились по старшинству: мужчины – с правой стороны (если смотреть от порога), женщины – с левой. Жены – напротив мужей. Для несовершеннолетних накрывали отдельный стол. 

Дзяды начинались с появлением на вечернем небе первой звезды. Хозяин зажигал свечу и передавал по кругу, чтобы каждый мог подержать её в руках. Затем читали «Отче наш…», перечисляли всех ушедших в мир иной родных, вплоть до седьмого колена. Перед началом трапезы хозяин приглашал за стол души предков. Потом мать семейства брала стопу блинов, делила их крест-накрест и раздавала всем по старшинству. Первую ложку кутьи клали на порог или подоконник – для «дзядоу». Только после этого начинали есть сами. Поскольку имена предков назывались вплоть до седьмого колена, то и видов кушанья насчитывалось семь. 

Золотое правило народной культуры гласит: «Первая ложка кутьи, первый блин, первый глоток медовухи – предкам». Спиртное во время трапезы употреблялось как средство для снятия психологической нагрузки, связанной с поминовением. Хозяин брал стограммовую чарку и отливал умершим треть содержимого. Вторую треть отпивал сам, а оставшуюся часть оставлял недопитой. Так же поступали остальные участники. Согласно обычаю отдельную тарелку с кусочками от всех блюд, чарку с вином и ломтик хлеба для «дзядоу» ставят на край стола, что ближе к красному углу. Заканчивалась трапеза общей молитвой. Завершая ритуал, хозяин вставал и говорил: «Всё, дорогие предки: погостевали у нас, попировали с нами, а теперь уходите!». А чтобы духи не вернулись в мир живых, ставили борону остриями в сторону порога – для подстраховки…

ПРИНОСЯЩИЙ БОГАТСТВО И СЧАСТЬЕ 

Развесёлый Багач – это торжество по окончании сельхозработ, когда крестьянин хоть немного чувствует себя богачом. Короб жита со вставленной в середину восковой свечой – символ единения деревенской общины и главный атрибут действа, поскольку зерно с первого обмолоченного снопа ссыпают в него все семьи. Процессия обходит с коробом всю деревню, включая выгон, куда пастух и хозяйки сгоняют скотину. Важный момент ритуала – пожелания дальнейшего благополучия, плодородия земли, плодовитости домашних животных. В одном из дворов накрывают белой льняной скатертью стол, водружают на него ёмкость с пшеницей, овсом, ячменём, служат молебен и заходят в дом на праздничный ужин. А злаковые как величайшую драгоценность ставят на полку и хранят до нового урожая. 

Самобытнос ть сибирских белорусов особенно заметна во время таких дней. И взрослые, и дети предаются радостному пению и веселым пляскам, устраивают всевозможные игры, забавы, конкурсы рукоделия и рисунков, организуют выставки прикладного творчества. Мастера народных ремесел обычно используют при изготовлении предметов быта традиционные соломку, лён, глину… А вышивка на домотканых полотенцах и сами изделия считаются произведениями высокого искусства, и потому одной из таких экспозиций дали весьма необычное название: «Рушник – белорусский манускрипт». 

МОЯ РАДОСТЬ ТЫ, «ЛЯНОК»… 

«Ой, сердце, лянок, / Моя радость ты, лянок!», – слова белорусской народной песни в исполнении ансамбля «Лянок» понятны каждому «русскослышащему». «Лянок» – ласкательное название льна и… популярной в Тюмени фольклорной группы. А началось всё с посиделок, с задушевных разговоров и песен за чашкой чая. Однажды задались вопросом: не пора ли расширить круг? Стали заниматься целенаправленно, репетировали по два раза в неделю, попутно пополняя и шлифуя репертуар. Появились обрядовые, лирические, исторические сюжеты, народные песни чередовались с авторскими, в том числе и современными. И однажды вышли на публику. Тюменцы первые услышали это чарующее многоголосье, редкое, небывалое для сибирской глубинки. 

Носители и продолжатели белорусской культуры, эти певуньи многое взяли от своих земляков, целыми семьями пришедших в Сибирь более столетия назад. Не раз гостили и давали концерты в основанных здесь «самоходами» белорусских деревнях, где и по сию пору сохранились и поются народные песни. Позже выступали с ними в Белоруссии, а там всё удивлялись: и где ж вы эти песни нашли – у нас их давно уже не поют?! Многие даже не ведали, что за тысячи верст от Полесья, в Тюмени, живут их соплеменники. Один восторженный слушатель из деревни Оголичи Петриковского района на Гомельщине посвятил «Лянку» и его певучим сибирячкам-белорускам такие стихотворные строки: «А твоих мелодий звуки ласковы, / В песне – проникающая новь. / Счастлив, кто соприкоснулся с красками / Белорусских синеоких льнов. / Лепестков живых неувяданье / Сберегут для весей и столиц / Слаженность, созвучность и призванье / Воодушевленных певчих птиц». 

ТЮМЕНЬ БЕЛОРУССКАЯ 

По статистике, этнических белорусов в регионе насчитывается сегодня около пятидесяти тысяч. Часть из них – потомки самоходов, другие приехали жить и работать в Тюмень во второй половине прошлого столетия. Все они живо интересуются, что происходит на их исторической родине, стараются сохранить и продолжить свои национальные и культурные традиции. Кроме областного национально-культурного общества «Беларусь», аналогичные общины созданы в Сургуте, Ноябрьске, Нижневартовске. Одним из первых было образовано общество «Батьковщина» в Ханты-Мансийске. Духовная потребность, интерес и уважение к своим корням в напоминаниях не нуждаются, если всё передается из поколения в поколение. 

Если совершить краткий экскурс в советское прошлое, то можно увидеть свидетельства того, что Белоруссия в то время активно помогала освоению богатых тюменских подземных кладовых – направляла сюда отряды специалистов, технику… Например, белорусские строители возвели прекрасный город Лангепас, и результатами их труда можно гордиться: строили с любовью, для себя. Исторически сложилось, что сотни тысяч представителей этой республики прошли трудовой путь на других больших стройках и нефтепромыслах нашего региона, многие из них, полюбив суровую природу края, остались здесь навсегда. 

Тодор ВОИНСКИЙ /фото автора/ 


30351