НИЧЕГО НЕ ЗАКОНЧИЛОСЬ! ВСЁ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ!

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ 

АССОЦИАЦИЯ ПОЛЯРНИКОВ НАМЕРЕНА СОДЕЙСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ АРКТИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

В последние годы мы все чаще обращаем внимание на арктические просторы. В Арктическую зону Российской Федерации полностью вошла территория Ямало- Ненецкого автономного округа, частями еще ряд российских регионов, которые граничат с Северным Ледовитым океаном. Интерес к Арктике растет как у России, так и у других стран. И в первую очередь – к богатствам этого шельфа. 

О том, какое значение для страны имеют арктические территории и каковы перспективы их освоения нашему изданию рассказал председатель Тюменского регионального отделения Ассоциации полярников, генеральный директор НАО «СибНАЦ» доктор Анатолий Михайлович Брехунцов. 

По его словам, исторически, все геологоразведочные работы велись на суше, там, где были дороги или реки. Так были открыты месторождения Трехозерное, Мегионское, Усть-Балыкское, Самотлорское, Уренгойское, Медвежье, Ямбургское, были подготовлены огромные запасы углеводородов: газа около 32 трлн куб.м, нефти – около 12 миллиардов тонн. Сложились предпосылки к тому, что Западная Сибирь станет ведущим нефтегазодобывающим регионом и сможет обеспечить страну необходимым сырьем. Государство достаточно быстро реагировало на потребности создателей ТЭК. Строительство железных дорог позволило развиваться Тобольску, Сургуту, Нефтеюганску, Нижневартовску. Затем была проложена железная дорога до Коротчаево. В разработку стали вовлекать месторождения, которые были открыты в коридоре этой магистрали. 

На более северных территориях темпы освоения оказались не такими высокими. Первое крупное газовое месторождение было открыто в районе Тазовского. А в 1964 году газовый фонтан получен в 360 км к северо-востоку от Салехарда, на полуострове Ямал. Одно из наиболее крупных нефтегазоконденсатных месторождений получило название Новопортовское. Эти открытия способствовали дальнейшему продвижению на Север. Были организованы новые нефтегазоразведочные экспедиции – Ямальская, Карская, Гыданская, Антипаютинская и другие. Уровень организации работ по доставке грузов, решению социальных вопросов соответствовал масштабности задач. Железная дорога пришла в Новый Уренгой, на Ямбург. Появились автомобильные дороги (на Ямбург, на Юрхарово, в сторону поселка Тазовский через месторождение Заполярное), строились новые вахтовые поселки. В Заполярье активно работала полярная авиация – своего рода элита воздушного флота. Это были героические люди, первопроходцы, романтики. 

А СЕВЕР ЗОВЁТ… 

– Анатолий Михайлович, несколько слов об опорных зонах… 

– Восемь субъектов нашей страны, граничащих с Северным Ледовитым океаном, – Мурманская область, Архангельская область, Ненецкий автономный округ, Республика Коми, Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноярский край, Республика Саха-Якутия, Чукотский автономный округ – связывают свое дальнейшее развитие, в том числе с реализацией арктических проектов по добыче полезных ископаемых и их переработке. У одних есть золото, у других алмазы, у третьих – газ и нефть... И каждый субъект демонстрирует правительству страны свою готовность эти проекты реализовать, подчеркнуть их общегосударственное значение. 

По данным Минэкономразвития РФ, арктическими регионами подготовлено и представлено «в верха» уже порядка 150 проектов. Конечно, сразу все их профинансировать невозможно. В связи с этим, видимо, и появилось решение о создании восьми опорных зон – по количеству арктических регионов России. Как эти опорные зоны будут развиваться – покажет время. Но нам – большой Тюменской области – важно принять участие в этом процессе. 

На Севере реализуются уникальные проекты: запущено в эксплуатацию Бованенковское месторождение, идет работа на Крузенштернском и Харасавэйском месторождениях. Вместе взятые, они способны дать стране 230-250 млрд кубометров годовой добычи газа (для сравнения: сейчас страна в целом добывает 550-600 млрд куб.м). Еще дальше – на шельфе Карского моря – открыты Русановское и Ленинградское месторождения. Ресурсы газа в этой группе оцениваются в 8 триллионов кубометров. Они позволят нам добывать 100-150 миллиардов кубометров на далекую перспективу – до 2050-2060 годов. «Роснефть» открыла крупнейшее месторождение «Победа». Здесь, по оценкам, 130 млн тонн нефти и около 500 миллиардов кубометров газа. Увы, после введения антироссийских санкций буровую платформу сняли, а у нас таких нет. Тем не менее идет активная работа по импортозамещению. И где-то после 2025 года работы на самом северном морском нефтяном месторождении будут продолжены. 

Добавлю, что недавно компания «Транснефть-Сибирь» ввела в эксплуатацию магистральный нефтепровод «Заполярье-Пурпе», мощностью 45 миллионов тонн нефти в год. Наши ведущие нефтедобытчики «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Газпром нефть» уже подтвердили, что готовы закачивать в трубу 25 млн тонн. Не так давно «Газпром нефть» запустила в эксплуатацию Новопортовское месторождение. Уже в этом году первые два миллиона тонн нефти будут транспортироваться потребителям по Северному морскому пути. 

– Важнейшие проекты в регионе реализует компания «НОВАТЭК»… 

– Верно. Серьезный проект – «Ямал СПГ» – связан с производством сжиженного газа, он реализуется в рамках государственно-частного партнерства. Государство профинансировало строительство взлетной полосы, куда смогут садиться любые воздушные суда, строительство морского порта в Сабетте и подходного канала, чтобы в порт могли заходить большегрузные танкеры. Активная работа руководства «НОВАТЭКА» позволила реализовать данный проект в запланированные сроки, и уже в 2017 году будет запущена в эксплуатацию первая очередь завода на 5,5 млн тонн сжиженного газа. В 2018 году откроется вторая очередь, затем – третья. А к 2020 году «Ямал СПГ» станет производить 16,5 ми л л и о н о в тонн сжиженного газа. 

Второй аналогичный завод компания «НОВАТЭК» намерена построить на противоположном берегу Обской губы, на Гыданском полуострове. И сейчас идет активное проектирование перерабатывающего комплекса. А в эксплуатацию он будет запущен уже к 2022-2023 году. Мы получим на выходе 33 миллиона тонн сжиженного газа в год. 

Следующий крупный проект – Новоуренгойский газохимический комплекс. О нем много говорят, и его планируется запустить в эксплуатацию в 2019 году. 

Таким образом, в общей сложности после 2025 года из Обской губы будут отгружаться около 40 миллионов тонн нефти, газа, газоконденсата. Опять же для сравнения: в 2015 году было отгружено лишь 4 млн тонн грузов. Получается, что за десять лет эта позиция вырастет в 10 раз! 

– А круг потребителей уже определен? 

– Безусловно. Что касается заводов по сжижению газа, то 16,5 млн тонн уже законтрактованы на десятилетия вперед. Его закупят Европа и Китай. В Корее уже построен первый танкер для перевозки сжиженного газа. Его водоизмещение 170 тысяч тонн. Это огромное сооружение длиной в три футбольных поля и высотой в 25 метров. 

В год такие танкеры смогут делать 200 заходов в порт Сабетта. Что касается новопортовской нефти, то ее будут перевозить танкеры водоизмещением 40 тысяч тонн. Это еще 150 заходов в порт. И получается, что ежедневно в Обскую губу будет заходить или газовоз, или нефтевоз, а в акватории функционировать целый флот каботажных вспомогательных судов. 

Безусловно, необходима борьба за рынки, за потребителей, поскольку мы не монополисты, серьезным конкурентом являются Австралия, США. Нам нужно плотнее работать с Восточной Азией, Китаем, Индией, Пакистаном, Вьетнамом, чтобы получить отдачу. 

РАССТАВИМ ПРИОРИТЕТЫ 

– Анатолий Михайлович, какое значение арктические проекты будут иметь для будущих поколений? 

– Если заглянуть за горизонт и оценить перспективу, можно заметить следующее. После 2025 года ресурсная база северной части Ямала и Гыдана позволят довести производство сжиженного газа до 100 миллионов тонн в год. Это вполне реально. И если мы начнем работы на богатейших нефтегазоносных месторождениях Карского моря, то в арктической зоне будет идти весьма активная жизнь. Как на улице Республики в областном центре. Это потребует комплексного решения вопросов экологии, безопасности, развития инфраструктуры, разработки новых технологий для обустройства Заполярья. 

В настоящее время идет подготовка к строительству Северного широтного хода от Коротчаево до города Лабытнанги с мостом через Обь. В 2017 году планируется начать строительство железной дороги от Бованенково до Сабетты. Таким образом, доставка грузов туда будет возможна по железной магистрали. 

Исторически в поиске, разведке месторождений, строительстве ТЭК участвовала вся страна. В настоящее время ситуация изменилась. Но можно вести речь об интеграции тех возможностей, которыми сегодня обладают юг области, ЯНАО и ХМАО-Югра. Должно быть понимание, кому за что следует отвечать, кому какие задачи решать. К примеру, Тюмень – это машино- и приборостроение, наука; Ханты-Мансийск – лесная отрасль, информационные технологии; Ямало-Ненецкий округ – строительство и т.п. 

В настоящее время в Сабетте трудятся 22 тысячи человек. И в перспективе нам нужно подготовить такое же количество специалистов. Чтобы обслуживать один завод по производству сжиженного газа, потребуется 1500–1700 работников. А если мы говорим о производстве 100 миллионов тонн сжиженного газа, то таких специалистов надо будет около 7000 человек. Это глобальная задача. Помимо этого, безусловно, потребуются строители, транспортники, механики, врачи, учителя. И наши вузы должны их подготовить. 

Кроме того, необходимо создать хорошую информационную базу, протянуть линии связи, позволяющие пользоваться ими в любой точке арктической зоны, следить за ходом реализации проектов, учитывать потребности в тех или иных ресурсах: инвестициях, кадрах, оборудовании, научном обеспечении и т. п. В настоящее время делается упор на развитие науки в университетских лабораториях. При вузах должны создаваться мощные научные центры, которые могли бы разрабатывать новые технологии, вести как фундаментальные, так и прикладные исследования. 

Отмечу, что сообщество полярников – геологов, строителей, газовиков, транспортников, нефтяников, летчиков, речников и моряков, людей, годы проработавших в тяжелейших условиях, обустроивших Север, сделавших его полезным для страны, не может находиться в стороне от упомянутых процессов. Ассоциация создана достаточно давно, и ее возглавляет человек, который известен, пожалуй, всему миру – Артур Николаевич Чилингаров. В ее структуре действуют региональные центры. И нужно отдать должное Юрию Васильевичу Неелову, бывшему губернатору Ямала, который активно участвовал в создании нашего регионального отделения Ассоциации. В нее вошли заслуженные и известные люди: Сергей Евгеньевич Корепанов, Николай Андреевич Бабин, Игорь Александрович Шаповалов и многие другие, в том числе и ваш покорный слуга. 

Тюменское отделение намерено всячески способствовать развитию арктических проектов. В настоящее время мы занимаемся проработкой плана на 2017 год. В повестках заседаний – актуальные вопросы, связанные с подготовкой кадров, развитием науки, экономической интеграцией регионов в деле освоения арктических богатств. 

На наш взгляд, необходимо разработать доктрину развития большой Тюменской области – по крайней мере, до 2050 года – с учетом стоящих перед нами задач по освоению арктических территорий. Не дело, если Архангельск участвует в строительстве морского порта Сабетта, а предприятие «Тюменьстальмост» – нет. Не имея хорошо проработанной доктрины, сложно планировать какие-либо действия. 

ВПЕРЕДИ –  ЭПОХА АРКТИКИ 

– Анатолий Михайлович, скажите, а нынешний арктический проект сопоставим с проектом эпохи освоения Западной Сибири? 

– Я бы не хотел делать какие-то сравнения. Но отмечу, что в советские времена мы строили по два магистральных газопровода в год. Ныне ситуация другая. Мы, к сожалению, сильно отстали от запада по технологиям, по оборудованию. Российским младореформаторам наш Крайний Север был не нужен. Я помню, как в 90-годы прошлого века оттуда вывозили людей, как бросали оборудование, технику, машины. Нам говорили: «Ничего делать не нужно, мы все купим!». Начали покупать бананы. И теперь, по сути, мы идем на Крайний Север, в Арктику заново, но уже в условиях санкций. Пусть будут санкции, в конечном итоге мы создадим свои собственные технологии. Мы достигли ведущих позиций в космосе, в во- оружениях. Значит, у нас есть необходимый потенциал. Президент России Владимир Владимирович Путин уже поставил задачу перед военно-промышленным комплексом страны: после 2020 года уделить внимание развитию гражданских технологий. 

– До сих пор в выступлениях некоторых политиков звучат пренебрежительные слова о нефтяной игле, о некоем углеводородном проклятии России. Якобы, и нефть кончается, и газ, и не нужны они нам вовсе. На самом деле, это огромный ресурс для развития страны и обеспечения благополучия ее граждан. Анатолий Михайлович, мы не свернем с этой позиции? Не оставим наших притязаний на арктические богатства? 

– Нет. Однако чтобы решать задачи по их освоению, требуются огромные силы, физические и интеллектуальные, новые технологии. И конкурсная мобилизация здоровых, сильных, молодых специалистов. Они должны понимать, что сегодня еще есть место подвигу, есть возможность самореализоваться, проявить свои самые лучшие качества. Ничего не закончилось! Все только начинается, и впереди еще достаточно тумана, за которым в 60-е годы ехали романтики. Поэтому нам важно вести воспитательную работу среди молодежи, студентов, школьников. Чтобы они гордились нашей страной и понимали, в чем состоит наша национальная идея. Наш народ ее уже давно сформулировал: это великая Россия! 

НА СНИМКАХ: возможно, завтра арктическое побережье будет выглядеть иначе; председатель регионального отделения Ассоциации полярников, д.г-м.н., генеральный директор НАО «СибНАЦ» Анатолий Михайлович Брехунцов. 

Радослав ВАСИЛЬЕВ /фото предоставлено пресс-службой НАО «СибНАЦ»/ 

 

 


30279