ПРОЕКТ
Самый северный в России магистральный нефтепровод Заполярье – Пурпе прошел комплексные испытания и готов к перекачке черного золота с месторождений Заполярья в единую нефтепроводную систему страны. До официального пуска магистрали в эксплуатацию остаются считанные дни. Строительство этой северной нефтяной магистрали вело акционерное общество «Транснефть – Сибирь», которое является дочерней структурой российской монополии по транспорту нефти ПАО «Транснефть».
От выхода Распоряжения Правительства Российской Федерации о принятии решения по строительству нефтепровода в апреле 2010 года до готового пакета с проектной документацией понадобилось меньше двух лет. Следом были еще четыре трудных года, свыше четырех тысяч инженеров и специалистов: строителей, проектировщиков, ученых трудились непосредственно на трассе нового нефтепровода. В реализацию этого проекта были вовлечены более 400 отечественных и иностранных подрядных организаций и производителей продукции.
Маршрут трассы по большей части проходил по болотистой местности и участкам вечномерзлых грунтов. В связи с этим 315 км нефтепровода проложено надземным способом на специальных опорах уникальной конструкции.
– В декабре 2011 года мы начали тестовое погружение свай и монтаж опор, разработанных специально для этого нефтепровода, – делится воспоминаниями Леонид Климов, начальник штаба строительства линейной части Дирекции по строительству инвестпроекта АО «Транснефть – Сибирь». – Вышли на полигон на 410-м километре трассы с участием представителей ООО «НИИ Транснефть», АО «Гипротрубопровод», завода-изготовителя. Испытания показали, что первые опоры были слишком габаритные и тяжелые, требовали больших трудозатрат при монтаже. Нашу первую неподвижную опору мы даже прозвали «царь-пушка», и было понятно, что в таком виде «изделие» в серию не пойдет. От испытаний к испытаниям конструкция опор постепенно менялась, но в итоге вышли на принципиально новые решения. К началу строительства все основные вопросы были решены. В результате на места приходила практически готовая конструкция, мы монтировали только опорные полукольца и муфту.
Первый стык стальной магистрали строители сварили в марте 2012 года. Первые месяцы строительства были особенно тяжелыми, ведь надземная прокладка – это не типовое решение для магистральных нефтепроводов: новые технологии, новое оборудование. Подрядные организации разбирались с надземной прокладкой, привыкали к грунтам, к типам погружения свай, испытывали сами сваи.
Особое внимание в первые месяцы строительства также уделялось темпам погружения свай, на которых монтировались опоры. По словам заместителя генерального директора-руководителя Дирекции по строительству инвестпроекта АО «Транснефть – Сибирь» Михаила Саяпина, сначала строители вышли на темп четыре-шесть свайных оснований одной опоры в сутки: «Потом мы поняли, что это очень мало. Со временем нарастили до 10 свайных оснований. В конце концов, сто шестьдесят свай за день для нас стало нормой, а если суммировать линейную часть и все площадные объекты, то в целом мы погружали тысячу свай в сутки с полным комплексом работ – засыпка цементно- песчаной смесью, установка термостабилизаторов, сварка, геодезический контроль. На такие показатели еще никому не удавалось выходить в России».
Магистрали Заполярье – Пурпе предстояло пересечь сразу несколько природных зон – тундру, лесотундру и даже настоящий густой лес, растущий в пойменных частях крупных рек.
Но одним из самых сложных участков стал подводный переход нефтепровода через реку Пур, ширина которого по зеркалу воды в месте пересечения с водной преградой составила 665 метров. Для прокладки был выбран традиционный траншейный способ. Разработку траншеи вели с помощью гидромониторов и экскаваторов с длинной стрелой. Копали со льда, и для соблюдения всех норм безопасности строителям приходилось ждать, пока корневой лед достигнет толщины 50-60 мм, а потом намораживать ледовый покров до 1,5 м. Причем природа в этот раз отказалась помочь строителям – ноябрь и декабрь 2013-го оказались необычно теплыми для этих мест, поэтому пришлось сильно постараться, чтобы вывести на лед тяжелую технику. А потом пришел настоящий арктических холод, причем установились настолько низкие температуры, что не выдерживали даже гидравлические системы экскаваторов. Но, несмотря на трудности, строительство шло строго по графику. К концу марта были полностью готовы две траншеи, для основной и резервной ниток нефтепровода.
Еще одним непростым объектом для строителей стало обустройство проезда вдоль трассы нефтепровода. Сильная обводненность территории, участки вечной мерзлоты добавили немало хлопот. Но и здесь строители справились с задачей на «отлично».
– Нефтепровод начался именно со строительства вдо льтра с сового проезда, – отмечает Андрей Новопашин, заместитель начальника штаба строительства линейной части Дирекции по строительству инвестпроекта АО «Транснефть – Сибирь». – По условиям инженерных изысканий было принято решение сооружать проезд вдоль трассы с применением геомодулей. Никакой другой способ в тех условиях просто не прошел бы. Нормального леса для обустройства лежневых дорог не было, насыпную дорогу невозможно было построить по геологическим условиям – в теплый период все бы попросту расплылось. Геомодули были единственным выходом.
Условия на проекте, конечно, были очень интересные. Если грунт на самом северном участке – это вечная мерзлота, то южнее грунт шел островами: та же мерзлота, а между ними жидкий торф. В зимний период торфяник промораживается, а летом попадаешь в жуткие условия, непроходимые ни для людей, ни для техники.
Самым горячим периодом для нас была зима. Несмотря ни на какие морозы и ветра на открытых участках, люди работали. Для сварщиков устанавливали палатки, выручали маски и спецодежда. Были дни, когда и ветер сильнейший, и мороз далеко за –50°С. Было много решений, которые приходилось принимать прямо в условиях трассы, причем по- настоящему судьбоносных. Именно они позволяли продолжать проект. И приятно сознавать, что приняты они были именно нами, сотрудниками дирекции по строительству инвестпроекта. Теперь проект записан в наш актив.
31 августа 2016 года первая тонна заполярной нефти была принята в систему «Транснефти» с Пякяхинского месторождения (ПАО «Лукойл»). Сегодня все системы линейной части и нефтеперекачивающих станций нефтепровода прошли комплексные испытания и полностью готовы к транспортировке черного золота. Но сам термин «ввод в эксплуатацию», помимо технических аспектов, предполагает еще и ряд юридических процедур, связанных с передачей десятков объектов нефтепровода от подрядных организаций заказчику и подписание государственной приемочной комиссией актов ввода объектов в строй. Официальная дата пуска нефтепровода в работу намечена на декабрь 2016 года. К ней нефтепроводчики, проектировщики, строители, ученые шли четыре непростых года.
Реализация смелого по замыслам, уникального по технологиям и исключительного по значению инвестиционного проекта строительства нефтепроводной системы Заполярье – Пурпе подошла к своему логическому завершению. Путь для заполярной нефти открыт. Новая нефтяная магистраль, безусловно, станет новой вехой в истории освоения заполярных территорий России.
Теперь слово за добывающими компаниями. Ямало-Ненецкий округ с его уникальными запасами углеводородного сырья является основой энергетической безопасности страны. И именно на эту часть российской Арктики возлагаются особые надежды в деле обеспечения энергоносителями национальных экономик других стран. В этих условиях нефтепровод Заполярье – Пурпе станет основой для реализации этих далеко идущих планов, придаст новый импульс развитию целого ряда смежных отраслей. Десятки новых смелых идей и проектов, сотни контрактов для отечественных промышленных предприятий, тысячи и десятки тысяч вновь созданных рабочих мест станут естественным продолжением развития, в основе которого лежит стальная магистраль, наполненная живой горячей нефтью.
Владимир ТУРКИН